search Поиск Вход
, 2 мин. на чтение

Подпольную рабочую типографию начала ХХ века на Лесной восстановили как было

, 2 мин. на чтение
Подпольную рабочую типографию начала ХХ века на Лесной восстановили как было

Это был один из самых интересных музеев советского времени. Большевики, не особо церемонившиеся с памятниками архитектуры, доходный дом купца Кузьмы Колупаева сохраняли как сокровище.В брежневские годы здание по адресу Лесная, 55, выделялось среди местных унылых полусветящихся вывесок «Булочная» и «Продукты» ретровитриной с надписью «Оптовая торговля кавказскими фруктами Каландадзе». А внутри была настоящая иммерсивная (тогда, правда, таких слов не знали) нелегальная подпольная типография РСДРП, в которой с 1900-х годов печаталась газета «Рабочий». Музей из нее сделали уже в 1924 году — а накануне завершили реставрационные работы в доме, где она находилась. Точнее, объявили об их окончании.

«До начала реставрации фасады здания были в неприглядном виде — стены покрылись трещинами, кирпичная кладка местами была повреждена, а пинакли (декоративные башенки. — “Москвич Mag”) — утрачены», — заявил глава Мосгорнаследия Алексей Емельянов. По его словам, пинакли и старые окна восстанавливали по архивным фотографиям.

А восстанавливать было что. Нелегальная типография — это не шоу «Черный русский» или «Вернувшиеся» с декорациями в особняках, это настоящая захватывающая история, чем-то похожая бизнес-истории 1990-х: в начале ХХ века здесь действительно работала оптовая фруктовая лавка, оформленная на грузчика из Батумского порта с чистой репутацией. Сотрудники лавки были одновременно и сотрудниками типографии. Никаких бизнес-задач они перед собой не ставили, логистику доставки фруктов не продумывали, поэтому лавка всегда была убыточной (в случае поступления крупных заказов фрукты приходилось докупать на Тишинском рынке), зато типография была успешной. Конспирация была тоже на высоте — компактный типографский станок стоял в небольшой «пещере», вырытой в подполе, в нее также вел лаз из колодца для стока грунтовых вод. Все это происходило в непосредственной близости от Бутырской тюрьмы и двух больших полицейских участков, а на самой Лесной улице располагался полк конвойной службы. Жандармерия знала, что «Рабочий» печатается в Москве, однако так и не смогла раскрыть печатников-нелегалов.

Повезло им и в наше время — здание стало частью Музея современной истории России, раньше называвшегося Музеем революции, и, возможно, это уберегло его от забвения, как это случилось с Музеем восстания на Пресне после ухода оттуда фонда VAC. Или от какой-нибудь неудачной реконструкции — в ходе тотальной реновации, случившейся с Лесной улицей за последний год. Экспозиция с подлинными вещами и восстановленной средой пользуются особой популярностью у китайских туристов, для которых она является осязаемым куском истории рабочего движения, которую в соседней стране проходят в школе.

Фото: mos.ru