
«Присылайте резюме»: как прошла пресс-конференция директора ГМИИ Ольги Галактионовой
Все в этот день было впервые. Для Ольги Галактионовой — первая пресс-конференция с момента ее назначения директором Музея изобразительных искусств им. Пушкина. Я никогда раньше не была на подобных мероприятиях. По сути, ожидался дебютный выход нового директора к журналистам. Такой отчет, видимо. С планами на будущее и оценкой ситуации. Или знакомство с нами.
Мы пришли посмотреть друг на друга. Журналисты немного нервничали или были на подъеме, искали свободные стулья. Все это неудивительно — обязывала торжественность зала под сенью колонн. Обычно вместо нас здесь мировые шедевры.
Журналистов заранее попросили обязательно взять с собой паспорта. В день пресс-конференции главное здание музея было закрыто для публики до 14.00, о чем заранее извещал музейный сайт. Подобных мер в музейном мире я не припомню. Здесь обычно все проще. И потому не исключала появления высоких гостей, например представителей Министерства культуры.
Прессу собирали в Белом зале, где обычно проходят крупные выставки и концерты «Декабрьских вечеров». Журналистов и телекамер было много, коллеги уточнили: 200 человек. Объективы направлены на два кресла, операторы все пытались угадать, какое из них займет Галактионова, чтобы выбрать правильный ракурс. Но это лотерея — я ошиблась, и пришлось переходить на другую сторону зала. Вот тогда, в момент перехода, я и пропустила фамилию и должность молодого человека, которого директор представила модератором конференции. Уловила только имя Дмитрий, из Министерства культуры. Но это у меня после ковида — испортился слух. Нужно было исправить свой же промах.
На самом деле важно, кто рядом с директором на такой встрече. Забегая вперед: в финале конференции я попросила Дмитрия уточнить свои данные, но получила неожиданный отпор. Он почему-то скромно отказался представиться еще раз. «Здесь я просто модератор», — обаятельно улыбнулся он. «Просто попросила своего друга помочь, он прекрасный модератор», — вторила Ольга Галактионова, перехватив вопрос в моем взгляде.
Но не могла же я представить молодого человека «просто Дмитрий». Через несколько минут «тайну» выдали девушки из пресс-службы. Дмитрий Трубинов, лицо официальное, заместитель директора департамента охраны культурного наследия Министерства культуры.
Ольга Галактионова начала решительно. Сперва вступительное слово, затем вопросы из зала. Пообещала реструктуризацию кадров. Массовых увольнений не будет, но изменения гарантируются. Тут, конечно, весь коллектив замер в ожидании.
Предшественниц своих не бранила, отзывалась с уважением. Но сперва нужно навести порядок. Впереди много работы, тут даже пришлось прибегнуть к непопулярным англицизмам. Make Pushkinsky great again («Вернем Пушкинскому величие») — такое направление задала себе и коллективу новый директор.
Впереди пересмотр списка «неоднозначных приобретений», которые сделал музей в прошлом. Уточнений не было. Они, видимо, впереди. Там же, где и запланированная еще при прошлом директоре Елизавете Лихачевой выставка «Вернуть будущему» о судьбе произведений, вывезенных в СССР после взрывов и пожара в бункере Фридрихсхайн в 1945 году. По сути, поступили обломки, здесь их изучили и отреставрировали. Результаты работы планировалось представить в начале марта как один из центральных проектов к юбилею Победы. Но Ольга Галактионова так прямо и сказала: ей выставка не понравилась. Нужно доработать: «Иногда банан просто банан. Не нужно искать лишних смыслов. Не считаю выставку готовой».
Были анонсированы новые выставки, в том числе Александра Тышлера и Марка Шагала. Прорабатывается вопрос сотрудничества с Африкой. Возможные проекты с «недружественными странами» тоже волновали корреспондентов. Ну тут уж от музеев ничего не зависит. Выставочных планов много, они в процессе верстки. Главная из известных — выставка совместно с Русским музеем «Подвиг музея», посвященная сотрудникам, благодаря которым были сохранены коллекции во время Второй мировой войны.
Приоритетом работы Ольга Галактионова считает взращивание кадров. Не хватает реставраторов, мало искусствоведов. Из зала кто-то поинтересовался, можно ли попасть в команду ГМИИ. «Присылайте резюме», — не растерялась Ольга Николаевна.
С одним из новых сотрудников я познакомилась после пресс-конференции. Мне помогли коллеги Галактионовой из РОСИЗО, они пришли своей бывшей начальнице на помощь. Распределяли очередность многочисленных интервью, поскольку желающих получить эксклюзивы было немало.
На должность заместителя директора Пушкинского придет Георгий Москвичев. Об этом объявила сама Ольга Галактионова. В интервью «Москвич Mag» он уточнил, что в ГМИИ займется широким кругом вопросов, в том числе региональными и межмузейными проектами и взаимодействием с Министерством культуры. В РОСИЗО Москвичев отвечал, по его словам, за спецпроекты. В музей пришел из смежной сферы. Образование получил в Московской консерватории, на дирижерском отделении. Затем работал на ВГТРК, был заместителем директора «Радио России», где всегда занимался именно культурой. А в 2021 году перешел на работу в РОСИЗО.
По атмосфере в музее чувствовалось, что мы накануне больших перемен. Мне показалось, что директор открыта к общению с прессой, ни на один из вопросов ответить не отказалась. Но прозрачности ждать не стоит.
Когда я выходила, на Волхонке вытянулась очередь. Что будто бы стало иллюстрацией слов директора «хочу, чтобы в музей стояла очередь». Но пока это только совпадение — люди ждали, когда Пушкинский откроется после пресс-конференции и они смогут войти в музей.
Фото: Анна Темерина/предоставлено пресс-службой музея