Светлана Коваленко

«Прошу простить, просверлю две дырки» — как районные группы в соцсетях изменили наши отношения с соседями

6 мин. на чтение

В Москве все жалуются, что не знают своих соседей в лицо, и при этом ничего не делают, чтобы это исправить. Интернет вроде бы нас сближает, но не без эксцессов.

В 2020 году в Москве насчитывается 143 района и поселения, и каждой из этих городских единиц принадлежит группа в Facebook. Чаще всего не одна. Жители объединяются согласно своим интересам и потребностям, так появляются сообщества для родителей, для собачников, для автомобилистов и других социальных категорий граждан. Но самые жаркие баталии разворачиваются в группах широкой направленности, которые обычно имеют приставку «Соседи».

Районные сообщества превратились в некую одежку, по которой встречают и составляют первое мнение о жителях района. Так, например, если население не слишком политически и общественно активно, страница на Facebook быстро превращается в информационную барахолку: кто-то продает детскую коляску, кто-то рекламирует свои услуги парикмахера на дому, кто-то откровенно спамит вирусными ссылками.

Но если жители заинтересованы принимать участие в благоустройстве района и округа, группа в Facebook превращается в эффективную площадку по борьбе с врагом: управой, частными застройщиками, нарушителями общественного порядка и мошенниками.

Районный активизм — явление не новое. Но социальные сети значительно облегчили жизнь москвичей и здесь. Благодаря соцсетям в некоторых районах Москвы от жильцов нельзя утаить даже пропажу камня с улицы. В конце февраля в одной из групп района Марфино разгорелась возмущенная дискуссия о краже коммунальными службами огромного булыжника, который лежал между двумя домами на улице Академика Комарова, но, видимо, чем-то не угодил управе района. В комментариях к этой новости марфинцы пишут, что у власти «не осталось ничего святого», и требуют вернуть камень на место.

Евгения Тополова, жительница района Марфино, председатель МОО «Объединение советов домов Марфино»:

«Камень — малая толика того, что сейчас происходит в районе. Жители ведут активную совместную работу по решению своих проблем уже больше двух лет: влияют на благоустройство, помогают соседям в проведении ОСС по предотвращению входа в реновацию, оказывают противодействие незаконным раскопкам и многое другое.

Нам важно отстаивать комфортную для нас среду обитания, а камень —лишь штрих в этой картине. В нашем районе люди живут десятилетиями, многие помнят его с детства. Мы вернем камень, сейчас идут переговоры о том, куда его разместить».

Не обходится и без личных драм. Когда соседи перешли в интернет-пространство, они перестали быть абстрактными людьми за стенкой. Теперь мы можем посмотреть их фото из отпуска, узнать, где они работают и во что верят. Вместе с новой информацией появляются и новые эмоции, от симпатии до неприкрытого раздражения.

Алена, жительница Мещанского района:

«Я живу в этом районе и в этом доме уже 11 лет. Когда появились группы Мещанки на Facebook и чаты домов, точно не знаю, но я активно пользуюсь ими где-то с 2017–2018 года. Самое заметное изменение в коммуникации — вся агрессия ушла в интернет. Соседи по дому и району решают споры и вопросы онлайн, иногда вообще не стесняясь в выражениях, а при встрече любезно раскланиваются.

Лет пять назад один из соседей (я не знала, кто именно) закрыл мою машину на парковке. Я тогда опаздывала с больным ребенком на руках в поликлинику и настолько разозлилась, что в сердцах написала записку “С***, надеюсь ты когда-нибудь научишься парковаться” и оставила свой номер телефона. Спустя пару часов мне позвонил очень оскорбленный мужчина. В итоге все эти разборки дошли до драки с моим мужем. К счастью, никто не пострадал.

Этим летом в разгар выборов в Мосгордуму я несколько раз достаточно активно выразила свою позицию в группах на Facebook, без оскорблений и чего-то подобного. Спустя пару недель ко мне пришел мой ребенок и пожаловался, что всех ребят из его компании на площадке позвали на день рождения, а моего сына нет. Я начала аккуратно выяснять, в чем дело, так как до этого все дети стабильно ходили друг к другу на праздники. И через других мам узнала, что, оказывается, родители того ребенка увидели мои комментарии на политическую тему, решили, что их взгляды не совпадают с моими, а потому и нашим сыновьям лучше не дружить. Я была в шоке, зато, как видите, никакой открытой конфронтации».

Следующая более личная ступень взаимодействия с соседями — домовые чаты в WhatsApp и Telegram. В них уже объединяются только соседи по дому, а в огромных многоквартирных жилых комплексах кроме общедомового чата существуют чаты по корпусам и подъездам, причем есть и по интересам. Например, в одном ЖК есть чат для занятий гимнастикой — соседи собираются на совместные групповые тренировки у кого-нибудь дома, а в теплую погоду — на улице. А в другом ЖК существует чат для тех, кто хочет практиковать английский — жители дома переписываются и болтают на разные темы только на иностранном языке.

Но в первую очередь чаты предназначены для решений проблем с застройщиками или соседними домами.

Ника, жительница района Павшинская пойма:

«Чат у нас, как у всех, наверное: плохо убрали в подъезде, у кого-то орет музыка, консьержка не пустила в дом чью-то няню. Но во многом с его помощью мы всем домом сделали важное дело — отстояли свои права.

Жители соседнего дома, странным образом получив разрешение, установили ворота, отгородив свою территорию и перекрыв нам выезд со двора. Наш двор превратился в “кишку”, выехать из которой можно было только пятясь задом мимо детского сада, а это опасно. Когда кто-то разгружался или парковался вторым рядом, двор становился ловушкой. Естественно, ни скорая, ни пожарные машины к нам заехать не могли тоже. Хотя соседи уверяли, что в случае чего пропустят через ворота, по факту они были закрыты на замок и не открывались никогда.

Совет дома инициировал обращения в инстанции, а мы, жильцы, работали с помощью чата: учили друг друга писать обращения на “Добродел”, делились фотографиями для этих обращений, узнавали, что нужно поставить коллективные подписи под письмами, и ставили их, дружно выходили с кадастровыми планами, когда приезжала по поводу ворот съемочная группа. И мы победили! Ворота срезали в присутствии полиции. Почему срезали? Потому что ключ от них, которым якобы всегда готовы были поделиться радушные соседи, так и не нашли».

Отдельная и очень важная функция, наверное, каждого чата — порицание соседей, которые не соблюдают тишину, порядок или иные правила дома. Порой жильцам приходится находить общий язык с соседями весьма оригинальными способами.

Дмитрий, житель Тверского района:

«Не знаю, как так получилось, но почти все остальные жители моего дома либо семьи с маленькими детьми, либо пожилые люди. И, конечно, им нужна тишина. Причем не только с 23.00 до 7.00, а всегда. Я до того, как переехал сюда, и не знал, что по выходным, например, есть “тихий час” с 13.00 до 15.00, и плевать даже, что это правило касается только ремонта. Если я включал слишком громко музыку в это время, обязательно от кого-нибудь прилетало недовольное сообщение.

Я уважаю чужое личное пространство и по ночам никогда не шумел, но в другое время музыку слушать люблю. Поначалу я спорил с соседями, потом свыкся: где-то иду им на уступки, где-то игнорирую.

В прошлом году решил праздновать день рождения дома. Строго до 23.00. О чем предупредил соседей в нашем чате. Они снова начали возмущаться, но я поставил их перед фактом, так как ничего нарушать не собирался. В итоге, чтобы смягчить накал, я в шутку пригласил всех недовольных в гости, чтобы они не наблюдали за весельем со стороны, так сказать. И они пришли! Не все, конечно, четыре человека, только мужчины. Один даже бутылку в подарок принес и сам же потом ее выпил. Я его почти до часу ночи выпроваживал, но зато в тот вечер в чате на меня никто злобно не шипел. И вообще с тех пор отношение к звукам из моей квартиры стало сильно лояльнее. Наверное, мужчины замолвили за меня словечко у себя дома. Вот думаю, приглашать в этом году соседей или нет».

Хотя в большинстве случаев, чтобы на вас не ругались, достаточно просто предупредить.

Наталья, район неизвестен: 

«Наш дом заселен в 2015 году, поэтому все жильцы “новые”. В чате обсуждаем бытовые вопросы, иногда кто-то зарядку для айфона ищет, консьерж всегда на связи, тщательно следит за порядком. Периодически кто-то из соседей пишет: “Великодушно прошу простить, просверлю две дырки”».

Среди минусов домовых чатов москвичи указывают, что обсуждения важных вопросов часто скатываются во флуд, особенно когда соседи выясняют, кто занял парковочное место или скидывают фотографии свежего ремонта в стиле «на меня напал рококо».

Также большое количество участников (в некоторых чатах состоит по полторы тысячи человек, из которых пятьсот активно включены в обсуждение) мешает оперативно принимать важные решения, поэтому успех самоуправления через чат зависит от опыта модератора или же вообще его наличия.

Придется трудно, если вы привыкли к уединенному образу жизни, а соседи хотят видеть вас участником каждого субботника и собрания собственников. Ведь особо «неравнодушные» жители дома начнут стучаться не только в дверь, но и в личные сообщения.

Татьяна, жительница Басманного района:

«Наш чат был очень дружным и милым, но туда затесался продавец красной икры. Теперь там стол заказов».

Подписаться: