«Провинциалки рвались в столицу»: автор «Русского феминизма как вызова современности» Ирина Юкина
Историк и социолог, автор монографии «Русский феминизм как вызов современности» Ирина Юкина о том, как в России зарождалось женское движение.
Многие почему-то считают, что феминизм появился в России относительно недавно…
Начало нужно искать еще в позапрошлом веке, когда Россия распрощалась с феодальным прошлым и встала на путь модернизации. Реформы Александра I 1860–1870-х годов изменили положение женщин в российском обществе. В стране начался общественный подъем, появились кружки, общества, клубы и ассоциации, члены которых устраивали общественные дискуссии. Это и было начало начал русского феминизма.
Каких прав не было у женщин в XIX веке?
Правовое положение женщин характеризовалось юридическим и фактическим неравенством. Это не было чем-то исключительным, это была общемировая практика тех времен. Более того, россиянки обладали бóльшим объемом прав, чем европейские женщины. Правовое положение женщин в России в XIX веке определялось сословной, конфессиональной принадлежностью, семейным положением и даже местом проживания. Западные и северо-западные регионы в силу исторических причин находились под сильным влиянием европейского права (Гражданского кодекса Наполеона), более жесткого по отношению к правам женщин. Правовое положение женщин закреплялось не только в нормах частного и публичного права, но и в правовых обычаях. Самыми большими были паспортные ограничения. Проблема упиралась в получение вида на жительство, то есть удостоверения личности. Женщина до 21 года не имела права на отдельный вид на жительство без разрешения отца или мужа. Мужчины получали паспорта бессрочные, а их жены и дети — срочные. Мужской паспорт носил семейный характер — в нем содержались сведения о жене и детях. Часто женщину выписывали из паспорта отца и вписывали в паспорт мужа. Если она уже имела отдельный вид на жительство, то перед венчанием он изымался и оставался на хранении в церкви среди документов о бракосочетании. Одним из основных прав мужа было право на определение места жительства семьи. А жена по закону должна была «следовать за мужем». В случае нахождения без мужа женщине полагалось иметь свой отдельный вид на жительство, выданный либо в полиции, либо по месту службы мужа и всегда с его согласия и на срок, который он определил. Другими словами, женщины были ограничены в праве передвижения. Соответственно, провинциалка не могла приехать на учебу в Петербург без согласия родителей или супруга, полиция могла выдворить ее обратно. Поэтому либо она просто сбегала из дома, либо вступала в фиктивный брак. Сочувствующие молодые люди женились на девушках, чтобы освободить их «из-под ига семьи».
Супруга не могла без согласия мужа заключать договор личного найма, получать отдельный вид на жительство, поступать на службу и в учебные заведения. Кроме купчих женщины других сословий не могли давать на себя вексель и принимать ответственность по нему. У отца было преимущественное право в вопросе воспитания детей, избрания для них образа жизни, управления и пользования имуществом несовершеннолетних детей. Брачное право регулировалось еще и церковными законами, и развод был процедурой сложной, долгой и унизительной. Причин для законного расторжения брака было мало. Разобраться в законах, отстоять свои права могли только образованные женщины.
Чем отличались права женщин в России и Европе?
С экономическими правами у россиянок дела обстояли намного лучше, чем у европейских женщин. В отличие от западноевропейских законов, по которым брак создавал общую собственность супругов под управлением мужа, российское гражданское право закрепляло принцип раздельного владения имуществом. Приданое жены, равно как и имущество, приобретенное ею или на ее имя во время замужества через куплю, дар и наследство, признавалось ее отдельной собственностью. Исключение составляли западные регионы империи, в которых под влиянием Кодекса Наполеона действовали нормы, существенно ограничивающие права женщин в пользу мужа. Но в наследных правах россиянки были ущемлены. При наследовании после родителей дочерям полагалась меньшая доля наследства — 1/8 в движимом и 1/14 в недвижимом имуществе. По боковым линиям — от теток, дядюшек — сестры при братьях вообще не получали ничего. Статус главы семейства для мужчины имел и обратную сторону. Как глава семьи, муж был обязан содержать жену и детей. Если этого не происходило, супруга могла обратиться в суд. В свою очередь жена не обязана была содержать своего мужа, если он сам не мог этого сделать, а у нее был собственный доход. Незамужним женщинам на все нужно было согласие родителей. Достижение совершеннолетия в 21 год не влияло на изменение статуса незамужней женщины — она не могла получить свою долю семейной собственности. Только замужество повышало ее статус и позволяло ей получить свою часть собственности.
Как складывалась жизнь бедных дворянок?
После крестьянской реформы и разорения «дворянских гнезд», то есть распада традиционного образа жизни поместного дворянства, молодые дворянки были поставлены в ситуацию выживания. Если их братья имели право на любую занятость и карьеру, то у девушек не было никаких прав. Но и жить как поколения их бабушек и матерей они не могли — прежний порядок жизни ушел навсегда. Брак как единственная форма женской «занятости» и средство к существованию потерял свою актуальность. Молодые дворяне тоже находились в поиске своего места в пореформенном обществе и не спешили обзаводиться семьями. Поэтому оставался только мезальянс с человеком ниже по социальному статусу или идти в содержанки или проститутки.
Найти работу с теми знаниями, которые были у среднестатистической дворянской девушки, то есть стать переводчицей или переписчицей, было сложно. Центром интеллектуальной жизни был Петербург, поэтому все провинциалки рвались в столицу. Но «интеллигентной» работы и здесь было мало, зарплата была копеечной, прожить на нее было невозможно. Нужны были образование, профессия, твердый заработок и изменение законов, чтобы женщина могла достойно трудиться и содержать себя.
Как общественность отозвалась на женский вопрос?
Ограничение прав и свобод женщин было настолько очевидно, что многие общественные деятели поддержали претензии женщин. Женщинам сочувствовали Виссарион Белинский, Дмитрий Писарев, Николай Чернышевский и Михаил Михайлов. Их не без иронии называли «печальниками женского вопроса». Но и они, по мнению публициста Александра Амфитеатрова, «сплоховали», когда «русская женщина» всерьез взяла добиваться своих прав. По свидетельству того же Амфитеатрова, все маститые писатели были против «новых женщин». Толстой, например, был убежден, что высшее назначение женщины даже не столько в воспитании и кормлении детей, сколько «в полном отдании себя тому, кого любишь». Писатель в письме критику Николаю Страхову осудил желание женщин работать, полагая, что предназначение любой женщины — рождение детей или помощь матерям в качестве нянек и экономок. «Всякая несемейная женщина, не хотящая распутничать телом и душою, не будет искать кафедры, а пойдет насколько умеет помогать родильницам», — писал он.
Кем были первые феминистки?
Конечно, это были дворянки и прежде всего петербурженки. Почему дворянки? Потому что для осмысления социальных проблем женщин, поиска причин существующего порядка вещей и нахождения путей решения этих проблем требовались образование, свободное время, связи и готовность к действиям. Почему петербурженки? Потому что в столице империи ярко чувствовались новые веяния, было легче дотянуться до власти, найти союзников среди сочувствующих чиновников и публицистов. Этих женщин называли «шестидесятницами» или «женщинами с тенденциями». Чем выше по социальной лестнице стояла женщина, тем больше у нее было возможностей достучаться до властей предержащих. Поэтому среди первых русских активисток были и аристократки. Основательницами женского движения в России считаются Мария Трубникова — дочь декабриста Василия Ивашева, Надежда Стасова — дочь известного придворного архитектора Василия Стасова и крестница императора Александра I, Анна Философова (в девичестве Дягилева) — супруга действительного тайного советника, военного прокурора Владимира Философова. Они основали первые женские организации. Их называли «Триумвират». Под этим названием они и вошли в историю.
Фото: Алексей Лощилов