Ольга Андреева

Ровно 140 лет назад в Москве родился религиозный философ Иван Ильин

4 мин. на чтение

Отвечая на вопрос о наиболее близких ему мыслителях, Владимир Путин уверенно называет имена Ивана Ильина и Николая Бердяева. «Это люди, которые думали о России, думали о ее будущем», — считает он.

Именно Путин в 2006 году инициировал переезд библиотеки и архива Ильина из Университета штата Мичиган в библиотеку МГУ. Он же на свои личные средства установил надгробие на могиле Ильина, чей прах был возвращен в Россию и перезахоронен на Донском кладбище. Однако, несмотря на то что Ильин часто цитируется в Кремле, никакого центра исследования его творчества в России нет, собрание сочинений не издано, а его архивом никто всерьез не занимается.

Любовь власти к Ильину сыграла с ним злую шутку. Его считают махровым реакционером, антизападником, православным мракобесом и проповедником «русской идеи», что в понимании русского сегмента фейсбука* означает идею о неизбывном рабстве, прописанном в русской генетике. «Новая газета» и вовсе обозвала Ильина «философом кадила и нагайки».

Константин Крылов, которого, впрочем, «Новая» тоже считает мракобесом, между тем уверен, что Иван Ильин «интересен и дорог хотя бы тем, что является образчиком нормы…  достохвальным примером умственного и нравственного здоровья».

Ильин родился в семье присяжного поверенного, а позже средней руки помещика и депутата Пронского уездного земского собрания. Ильин-старший был человеком славным, внимательным к нуждам крестьянства и обожавшим Толстого и толстовство. Ильин этой страсти отца не разделил и вообще был не замечен в следовании в чьем-то фарватере.

Учился он всегда только на отлично. Его преподаватель и отчасти покровитель на юридическом факультете Московского университета профессор Новгородцев (кстати, убежденный либерал) в своей характеристике писал об Ильине так: «Он проявляет совершенно выходящую из ряда трудоспособность, соединенную с величайшей преданностью избранной им специальности. Его приходилось не побуждать, а останавливать в занятиях, опасаясь для него переутомления от чрезмерной работы». В части своих политических убеждений Ильин был среднестатистическим кадетом, философских — поклонником Гегеля, религиозных — православным, но без мук богоискательства, эстетических — яростным противником декаданса и прелестей Серебряного века во всех проявлениях.

Политикой в смысле плетения интриг и «стратегий» Ильин не занимался никогда. При его патологической прямоте и дискуссионном азарте политика ему была просто противопоказана. Ильина вообще отличала некая старорежимная порядочность. Его приводили в бешенство все виды обобщений с расистским оттенком. Он никогда не искал корни проблем в «родовых свойствах наций» и никогда не втаптывал в грязь то, во что хоть однажды, даже ошибочно, поверил. Это, разумеется, не шло ему на пользу.

Ильин сразу и категорически не принял революцию октября 1917 года, «ибо русские предатели не лучше иноземцев и толпа не лучше тирана». Однако уезжать из страны не собирался: «Пришла общая беда, и ее мы должны принять на месте, совместно с нашим народом и сообща с ним. Или мы — кочевники, меняющие зараженное и обглоданное пастбище на другое, нетронутое?»

Большевики арестовывали Ильина трижды, но каждый раз отпускали. Говорят, что Ленин, читавший труд Ильина о Гегеле, написал в ВЧК записку: «Ильин не наш, но талантлив, отпустите». Сам Ильин, громивший ленинский «Материализм и эмпириокритицизм» на чем свет стоит, не мог понять такой благосклонности вождя мирового пролетариата. В конце концов его действительно отпустили — на «философском пароходе» в 1922 году в Германию.

В Берлине Ильин продолжал страстно бороться с большевизмом, считая его главной опасностью для Европы. Он стал идеологом и вдохновителем белого движения и Русского общевоинского союза (РОВС), одним из создателей того пафосного и грустно-смешного стиля первой русской эмиграции «Братья и сестры, в эту суровую годину бед… ». С конца 1920-х годов Ильин на свою голову увлекся фашизмом, считая, что Гитлер «остановил процесс большевизации в Германии и оказал этим величайшую услугу всей Европе». Его роман с фашизмом длился всего несколько лет. В 1933 году он даже возглавил Русский научный институт в Берлине, но решительно отказался пропагандировать антисемитизм, чего требовали кураторы из ведомства Геббельса. Его тут же уволили и отправили на допросы в гестапо, запретив публичные выступления. Он искренне пытался бороться с коммунизмом в Германии вплоть до 1938 года, пока от греха подальше не перебрался в Швейцарию. Ему помогал Сергей Рахманинов, но швейцарские власти Ильину не доверяли, считая его шпионом Геббельса, хотя при характере философа шпионство было точно не его стезей.

Как убежденный гегельянец и правовед, всю жизнь отстаивавший юридические основы либеральных свобод, Ильин увлекся фашизмом исключительно в качестве силовой антитезы коммунизму. Как считает научный сотрудник Института мира и дипломатии, автор книги «Русский консерватизм» профессор Пол Робинсон, назвать Ильина фашистом можно только в случае «очень избирательного прочтения его работ». Кстати, тот же Робинсон проанализировал все цитаты из Ильина, которыми пользовался президент Путин, в частности знаменитое: «Тот, кто любит Россию, должен желать для нее свободы; прежде всего свободы для самой России…  и, наконец, свободы для русского народа, свободы для всех нас; свобода вероисповедания, поиск справедливости, творчество, труд и собственность». Вывод Робинсона однозначен: «Ничто из этого даже отдаленно не является фашистским».

Ильин умер в пригороде Цюриха в 1954 году, оставив после себя 50 книг и несколько тысяч статей. Современная Россия должна быть благодарна ему уже хотя бы за то, что именно Ильин предсказал все, что случилось с ней в последние 30 лет. И то, что «после падения большевиков мировая пропаганда бросит во всероссийский хаос лозунг “Народы бывшей России, расчленяйтесь!”», и то, что России придется пережить «непредставимый хаос передвижений, возвращений, отмщений, погромов, развала транспорта, безработицы, голода, холода и безвластия», и то, что Украина, отделившись от России, «предаст само себя на завоевание и разграбление иностранцам».

«Не умно это. Не дальновидно, — считал Иван Ильин. — Торопливо в ненависти и безнадежно на века».

_____________________________________

* Принадлежит компании Meta, признанной экстремистской и запрещенной на территории РФ.

Подписаться: