Ольга Андреева

Ровно 160 лет назад в Москве родился основатель МХТ Константин Станиславский

3 мин. на чтение

Станиславский — это псевдоним, взятый Константином Алексеевым в 1886 году, когда он разрабатывал проект Московского общества искусства и литературы (МОИиЛ). Фамилия Алексеев была в Москве слишком хорошо известна. Она принадлежала семье состоятельного промышленника Сергея Алексеева, чья фабрика специализировалась на золотоканительном деле.

В семье любили театр. Старший сын Владимир был режиссером и либреттистом, младшие Зинаида и Константин играли. С 14 лет Константин уже серьезно занимался пластикой и вокалом. К 23 годам начинающий актер уже был членом дирекции и казначеем Московского отделения Русского музыкального общества и консерватории и одним из создателей МОИиЛа. Общество, предполагавшее единение интеллигенции с искусством для развития изящных вкусов и талантов, открылось 5 ноября 1888 года на Тверской в здании бывшего Пушкинского театра.

Десять лет Станиславский играл и ставил спектакли по адресу Тверская, 37. Но еще в 1887 году в интервью газете «Новости дня» Станиславский заявил о желании создать собственный театр, где актеров объединяла бы принципиально новая ответственность за художественный уровень спектакля. Идеалом был не просто провинциальный крикун, любимец средней руки купчишек, а настоящий интеллигент, способный к тонким и благородным чувствам. Однако тогдашний театр был довольно грубым развлечением. Представить себе утонченного интеллигента в грязном театральном закулисье было трудно. Еще труднее было найти директора, который бы разделял взгляды Станиславского на театральную этику. Для нового театра требовалось изменить весь его быт и образ жизни. Об этом же мечтал молодой критик и писатель Владимир Немирович-Данченко. Он преподавал в Музыкально-драматическом училище Московского филармонического общества и был известным драматургом, которому прочили славу Островского. Станиславского, с которым они не были знакомы, он описывал очень лестно как «высокого молодого человека из богатого купечества, умного и талантливого любителя».

В мае или июне 1897-го Немирович отправил Станиславскому визитную карточку, на обороте которой было написано карандашом: «Я буду в час в “Славянском базаре” — не увидимся ли?» Они проговорили 18 часов. Речь шла о создании нового театра, но главный вопрос, по воспоминаниям Станиславского, «заключался в том, чтобы выяснить, насколько художественные принципы руководителей будущего дела родственны между собой, насколько каждый из нас способен пойти на взаимные уступки — и какие существуют у нас точки соприкосновения».

Выяснилось, что Немирович куда лучше понимал литературную сторону драмы, а Станиславский — художественно-постановочную. Договорились, что у каждого будет вето на свою часть работы. Это право вето свято соблюдалось многие годы и немедленно прекращало все споры.

Первые репетиции Московского Художественно-общедоступного театра начались 14 июня 1898 года в подмосковном Пушкино. А уже в сентябре в театре «Эрмитаж» состоялась премьера «Царя Федора Иоанновича» Алексея Толстого. Конфликт между отцами-основателями театра разыгрался в 1902-м во время постановки пьесы Горького «На дне». Станиславский требовал натурализма, почерпнутого им в путешествиях по Хитрову рынку, а Немирович — «бодрой легкости». Афишу не подписал ни один из режиссеров. С 1906 года у каждого появилась «самостоятельная линия» в театре, а также «свой стол, своя пьеса, своя постановка».

МХТ был не просто новым театром, а местом, где сформировалась новая философия театрального дела. Станиславский впервые сделал режиссера главной театральной фигурой. «Режиссер — это тот, кто умеет наблюдать жизнь и обладает максимальным количеством знаний во всех областях, кроме своих профессионально-театральных».

Вплоть до конца жизни Станиславский работал над созданием своей системы, или нового метода актерской техники («Работа актера над собой», 1938 г.). Сам режиссер говорил, что заимствовал свою систему у Шаляпина. Новый метод предполагал деление игры на три технологии: ремесло, искусство представления и искусство переживания.

В начале 1920-х труппа МХТ побывала на гастролях в США, чем произвела революцию в театральном искусстве Запада. Актер и режиссер Ли Страсберг при участии Ричарда Болеславского и Марии Успенской, учеников первой студии МХТ, решивших остаться в Америке, разработал свой метод, основанный на школе Станиславского. Впрочем, Страсберг взял только психологическую часть подготовки актера, что несколько сужало диапазон психофизического подхода Станиславского. Тем не менее именно этот метод лег в основу актерского искусства Голливуда, и его изучали все звезды, от Мэрилин Монро до Аль Пачино.

Фото: открытые источники

Подписаться: