Ольга Андреева

Ровно сто лет назад в Москве родилась выдающийся режиссер Татьяна Лиознова

2 мин. на чтение

Татьяна Михайловна Лиознова сняла только девять фильмов, но среди них классика советского кино — «Три тополя на Плющихе» и «Семнадцать мгновений весны». Маленькая женщина ростом всего 150 см, она отличалась железным и довольно вредным характером. Он проявился уже на первом курсе режиссерской мастерской Сергея Герасимова и Тамары Макаровой в 1943 году во ВГИКе. Маленькую 19-летнюю девочку решили отчислить за отсутствие жизненного опыта. Но Лиознова собрала таких же неудачников и поставила танец Кармен в качестве курсовой работы. Уже в 1948 году этот танец станцует Любка в фильме «Молодая гвардия».

Но даже отстояв свое право учиться режиссуре, Лиознова могла не попасть в кино. Когда в 1949 году она окончила ВГИК, шла борьба с космополитизмом. Тогда-то Татьяна Моисеевна и сменила отчество на Михайловна. Это не сильно помогло. Год она вместе с матерью шила халаты и вязала свитера, чтобы хоть как-то существовать. Потом устроилась помощником по реквизиту, а первый самостоятельный фильм ей дали снять только через девять лет после окончания вуза.

На съемках «Им покоряется небо» (1963, первый приз на Международном фестивале авиационных и космических фильмов в Довиле) Лиознова познакомилась с консультантом картины, летчиком-испытателем Василием Колошенко. Он был вдовцом и воспитывал двух дочерей. Отношения поначалу развивались бурно, но быстро закончились, когда пара стала жить вместе. В итоге Лиознова, которая была крайне требовательна к возлюбленным, осталась одна с названной дочерью Людмилой, ушедшей от папы к Татьяне Михайловне. В 1967 году Лиознова сняла «Три тополя на Плющихе», сюжет которых сложился вокруг ее любимой песни «Нежность». Песня была посвящена летчикам, и многие считали, что фильм создан как личная история несложившейся любви.

В начале 1970-х годов Юлиан Семенов предложил Лиозновой снимать фильм по его сценарию «Бриллианты для диктатуры пролетариата». Лиознова, однако, выбрала другой сюжет о разведчике Исаеве. Семенов уже продал его «Ленфильму», но Лиознова была так настойчива, что контракт был разорван. Все съемки прошли в борьбе между режиссером и сценаристом. Лиозновой текст не нравился, и она рвалась его править. Семенов не разрешал. Тем не менее множество изменений все же было сделано. Например, Лиознова ввела в фильм восьмиминутный эпизод с женой Исаева, которой в исходном варианте вообще не было.

Когда фильм был готов, режиссер хотела поставить свое имя в список сценаристов. Семенов был против. Третейский судья Микаэл Таривердиев стал на сторону Семенова. В результате все надолго поссорились.

Кстати, этот сериал стоил Лиозновой еще одной сломанной любви. За ней ухаживал актер Арчил Гомиашвили. Маме Лиозновой, Иде Израилевне, Арчил очень нравился, дело шло к свадьбе. Но тут Татьяна Михайловна начала работать над «Семнадцатью мгновениями весны». Говорят, Гомиашвили был уверен, что роль Штирлица достанется ему. Но когда об этом узнала Лиознова, она лишь рассмеялась. Арчил не простил насмешки и разорвал отношения.

В 1986 году Лиознова сняла свой девятый фильм «Конец света с последующим симпозиумом» про Америку и атомную бомбу, но сама призналась, что «впервые сняла плохой фильм». После этого Лиознова больше не работала на площадке. Считала, что не понимает новое время и нового зрителя, что ее старые фильмы больше никому не нужны. Жила очень скудно, сильно болела, под конец жизни не могла ходить. Она умерла в 87 лет 29 сентября 2011 года.

Фото: В. Мастюков, В. Черединцев/ТАСС

Подписаться: