search Поиск Вход
, , 8 мин. на чтение

«Рынок восстановится только к новогодним каникулам»: как киноиндустрия переживает карантин

, , 8 мин. на чтение
«Рынок восстановится только к новогодним каникулам»: как киноиндустрия переживает карантин

Кинотеатры закрыты по всему миру. Голливудские киностудии перенесли премьеры всех фильмов, в том числе и у нас. Телеканалы и стриминговые сервисы наращивают аудиторию, но новые фильмы и сериалы практически не снимаются из-за режима самоизоляции.

Ярослав Забалуев узнал у главных игроков кинорынка, продюсеров, глав прокатных и производственных кинокомпаний и владельцев кинотеатров, насколько тяжело они переживают кризис и каковы будут его последствия.

Сергей Сельянов

руководитель кинокомпании СТВ

Практически все съемочные группы потеряли работу и зарплату. Поскольку кинотеатры закрыты, выпуски новых картин откладываются — пока непонятно на сколько, то ли до осени, то ли до следующего года. Что касается онлайн-кинотеатров, то домашнее смотрение действительно повысилось, в связи с чем наши коллеги из онлайн-кинотеатров получают свой бонус. Он, правда, выражается скорее не в деньгах, а в привыкании зрителя к формату. Ситуация эта двоякая: с одной стороны, мы рады, а с другой — если развитие будет происходить в ущерб кинотеатральному смотрению, то это нанесет ущерб всей индустрии. Кино мы по-прежнему делаем для кинотеатров — только в хорошем зале зритель может получить полноценный продукт. В звук и изображения вкладываются довольно большие деньги, чтобы люди могли видеть и слышать то, что вложено в каждую картину. Ни один, даже самый дорогой домашний кинотеатр такого эффекта дать не может. Другое дело, что проблема сейчас не только в закрытии кинотеатров, но и в отмене многих больших зарубежных премьер — даже если кинотеатры сейчас откроются, они все равно будут некоторое время поражены.

Ближайшая наша крупная премьера — «Вратарь Галактики», намеченная на 27 августа. Если бы у нас были релизы в нынешний период, мы бы, конечно, подумали о выпуске онлайн. Некоторые коллеги уже приняли такие решения — я знаю, что так выйдут «Спутник» Егора Абраменко и «Фея» Анны Меликян.

Еще одна проблема нынешней ситуации в том, что уже очевидно — индустрия потеряет год, что довольно существенно. Особенность нашей страны заключается в том, что в ноябре практически ни у кого нет съемочных периодов — это в Лос-Анджелесе 360 солнечных дней в году, а у нас немножко поменьше. Фильм с периодом съемок в два-три месяца необходимо начать снимать не позже 1 августа. Подготовительный период в таком случае надо начинать не позже мая. Так, у нашей студии уже приостановлена работа над некоторыми проектами. Все это означает, что если 1 мая ситуация волшебным образом не восстановится, фильмов в этом году снято практически не будет. И это я не говорю о том, что остановились питчинги в Фонде кино, то есть мы пока не можем получить господдержку.

Когда я говорю о нормализации процессов, то имею в виду еще и свободу перемещений. Для разных проектов нужны разные объекты — школы, больницы. Для некоторых фильмов необходима возможность снимать за рубежом — у нас, например, таких проекта два. Соответственно, чтобы минимизировать ущерб, 1 мая все эти возможности должны быть восстановлены. Мы ведем диалог с правительством по поводу разрешения всех этих проблем, посмотрим, что получится.

С другой стороны, кино — это ведь поле чудес. Может быть, в период изоляции кто-то придумает такую историю и так ее снимет, что мы все ахнем. Все может быть…

Алексей Рязанцев

генеральный директор компании «КАРО Премьер»

После продления режима самоизоляции до 30 апреля стало ясно, что ожидания о начале работы кинотеатров в мае выглядят куда более иллюзорными. Конечно, президент сказал, что если пандемия пойдет на спад, то все может измениться, но тем не менее. Студия Warner Bros., которую мы представляем в России, переносит свои релизы — «Скуби-Ду», «Чудо-женщину 1984», идет разговор о переносе «Довода» Кристофера Нолана. Многие студии сейчас переносят осенние релизы на 2021 год, те фильмы, съемки которых не закончены или еще даже не начаты (как, скажем, «Матрица 4»), тоже переносятся на неопределенное время. С другой стороны, все это делает более разряженным график релизов и создает условия для выхода российских картин, что, наверное, тоже неплохо. Место для отечественного кино будет найти явно легче. Более комфортную ситуацию получат и независимые дистрибуторы. Допустим, что кинотеатры откроются в августе. В таком случае в расписании смогут занять достойное место релизы уровня, условно говоря, «Зеленой книги» или «Джентльменов».

Мы в свою очередь так же, как и все, находимся в самоизоляции. Общаемся со студией, доносим информацию, мониторим рынок. Мы чувствуем определенную поддержку со стороны студии, но перспективы оценивать сложно. Перезапуск такого большого бизнеса, обнуленного на месяц — очень серьезная задача, неизвестно, как она будет выполнена. Последствия происходящего мы в любом случае будем ощущать еще очень долго. По моим прогнозам, рынок более или менее восстановится только к новогодним каникулам, в начале 2021 года. Что касается потерь рынка, то мне кажется, что пока делать какие-то прогнозы преждевременно. Нынешнюю пандемию не с чем сравнить.

Потери, впрочем, безусловно будут. Это касается и потери рабочих мест многочисленным персоналом. Это касается и того, насколько зрители будут готовы возобновить походы в кино в прежнем объеме, привыкнув за время «каникул» к онлайн-платформам. В любом случае я убежден, что необходимо максимально сохранить все части созданного за много лет механизма кинопроката — коллапс любого элемента здесь будет крайне болезненным. В то же время я уверен, что разрушить эту систему не под силу даже нынешней ситуации. Все-таки это не 1990-е, когда система проката в стране была практически уничтожена.

Лично я предполагаю, что до 30 апреля мы дома сидеть не будем. Где-нибудь в районе 20-х чисел, хочется верить, режим самоизоляции будет снят. В таком случае кинотеатры в некотором объеме откроются уже на майских праздниках. И мне кажется, что пускай в масках и перчатках, но зрители пойдут в кинотеатры. Определенная устойчивая зрительская аудитория сформирована, и отвадить ее от кинотеатров практически невозможно.

Юлия Муравова

генеральный директор компании «Экспонента»

В силу того, что никто не понимает, сколько это продлится, совершенно невозможно делать какие-то прогнозы. У нас ведь не просто прекратился прокат. Кинотеатры закрылись буквально — распущен персонал, весь штат. Мы до последнего работали с кинотеатрами, потому что очень долго не было политического решения, не были объявлены нерабочие недели. Они вынуждены были работать, и мы шли им навстречу, давали фильмы, чтобы им было что показывать. Хотя лично я понимала бедственность ситуации и что лучше бы уже сидеть дома. Сейчас кинотеатры уже вовсю банкротятся, и мы с коллегами не очень понимаем, в каком мире окажемся, когда все это закончится.

Мы не знаем, что будет со зрителями. Привычка кинохождения должна восстановиться — на это нужно время, до конца нынешнего года это вряд ли случится. Мы обсуждаем выход фильмов на онлайн-платформах. С какими-то проектами — это решение, с большими и дорогими — увы, нет. У нас в компании сейчас огромное уменьшение штата — иначе не выжить. Никаких нормативных документов по мерам, заявленным президентом, пока нет. Это при том, что предложенные им меры означают что-то вроде «давайте вы умрете медленнее» — отсрочки по уплатам налогов, беспроцентные кредиты. Но эти кредиты ведь придется как-то отдавать…  В общем, это все какая-то профанация и фикция.

В нашем портфеле сейчас есть какое-то количество проектов, купленных два года назад. Мы с ними работаем, придумываем какой-то креатив — мы в этом особенно сильны. Мне говорить про это легко и естественно, учитывая «Как женить холостяка», «Во все тяжкое» и другие картины. Параллельно мы пытаемся договориться с правообладателями о снижении цены и выходе на онлайн-платформах, минуя прокат. Платформы — даже при нынешнем росте их популярности — все равно не могут дать цифр, сопоставимых с прокатом. Однако французским и американским правообладателям, например, очень сложно понять бедственность нашего положения, потому что у них отрасли оказывается огромная господдержка. У меня по 10–15 разговоров в день, в которых я пытаюсь объяснить, что мир изменился и мы пострадали гораздо больше, чем они. Что из этого получится, я не знаю — пока не получилось ничего.

Олег Березин

председатель совета Ассоциации владельцев кинотеатров

Все кинотеатры закрыты, сидим ровно. Есть понимание, что откроемся в конце июня — начале июля, это если карантин снимут в конце апреля. Связано это, впрочем, не столько с карантином, сколько с тем, что показывать до этого времени будет нечего — все большие проекты сдвинулись. Возможно, большим голливудским проектом, которым откроются кинотеатры, будет «Черная вдова», которую перенесли на 4 июля — День независимости США.

При этом откроются, скорее всего, не все. Пока кинотеатр закрыт, он продолжает платить зарплаты, вынужден платить аренду, а дохода нет. Дать оценку сложно, но думаю, что по итогу года мы потеряем 10–15% кинотеатров — уйдут те, у кого слабо с экономикой, кто не успел переформатироваться. Если же говорить о рынке, то пока мы оптимистично прогнозируем падение на 15–20 млрд рублей по итогам года. Это если мы откроемся в июле. Зрительская активность, скорее всего, станет выше. Сейчас нас обязали держать дистанцию, а потом захочется общаться. В то же время количество времени и денег, которые люди готовы тратить, не безразмерно, зрители вряд ли будут готовы ходить в кино каждый день.

Все прокатчики сейчас в свою очередь ждут решения продюсеров. Очевидно, что во второй половине года фильмы, съехавшие с весны, начнут толкаться. Скорее всего, не обойдется и без вмешательства Министерства культуры, которое будет проталкивать российское кино — оно же занимается не развитием индустрии, а продвижением российского кино. Сколько отечественной продукции разного качества будет пытаться влезть на эти даты, пока представить сложно. С другой стороны, очевидно, что уже возникли сложности с производством. На днях мы переписывались с Алексеем Германом-младшим, который до карантина снимал фильм про военных летчиц. Действие там происходит зимой и весной, так что продолжить съемки он сможет только осенью или зимой. И такая ситуация со многими фильмами, которые сейчас в производстве — их выход будет отложен на следующий год.

Александр Акопов

соучредитель компании Cosmos Studio

Наше настроение — осторожный пессимизм. Главный вопрос — на сколько времени все это затянется. Какие-то обязательства уже невозможно отменить, какие-то можно перенести, но урон уже есть. У нас, например, были запланированы съемки в Италии в августе — их явно придется переносить. С другой стороны, на март и апрель никаких съемок у нас запланировано не было, так что мы занимаемся монтажом, постпродакшном, девелопментом — теми процессами, которыми можно заниматься дома.

Что касается ситуации на телевидении, то там ощущения смешанные. С одной стороны, многие сняли свои рекламные бюджеты, с другой — увеличились бюджеты фармы, магазинов, банков. По нашим ощущениям, рекламный рынок резко просесть не должен, там происходит перегруппировка. Скорее всего, это будет понятно после апреля. До начала пандемии был общегодовой прогноз роста рекламного рынка на 6%, сейчас речь идет о падении на 7%. Если все останется в этих рамках, то это, конечно, болезненно, но, скажем так, и не такое переживали. Другое дело, что здесь важны не цифры, а решения каналов по тому, какие проекты будут остановлены, а какие продолжены.

Хочется верить, что из этой ситуации мы выйдем до середины (а лучше до начала) лета. В Китае началось в январе, а закончилось в марте. Не вижу причин, чтобы у нас это продлилось дольше трех месяцев. Причем выход из карантина, мне кажется, будет очень стремительным — как пуля, выпущенная из долго ждавшего стартового пистолета. Мне лично больше всего интересен как раз этот момент, и не только относительно индустрии: куда все ринутся в тот день, когда поймут, что можно? Знаете, есть знаменитые кадры распродаж, на которых двери сперва закрыты, а потом всех пускают — мне кажется, будет что-то в этом роде.

Фото: кадр из фильма «Артист»