«Самая востребованная танцевальная музыка придумана русскими» — диджей Майк Спирит
Отмечающий в ближайшие выходные 15-летие своего лейбла Highway диджей Майк Спирит рассказал в рубрике «Мы живем здесь» Игоря Шулинского о новой моде на дневные вечеринки, прорывах российских музыкантов и о том, почему европейская клубная культура сдает позиции южноамериканской.
У нас в гостях Майк Спирит, диджей и владелец нескольких лейблов.
Да, в первую очередь Highway, и еще у нас есть несколько саблейблов, скорее даже дружеских организаций: Forestrip, Ketama и da.lab.
Ваши вечеринки в Blanc и Radio в «Суперметалле» — это были события для Москвы.
Без ложной скромности — да.
Я, как и многие, вырос на электронной музыке. Нам все время казалось, что это нишевая музыка, она никогда не будет приносить доход, не как на Западе. Оказалось, что это не совсем так. Если люди ею занимаются и существуют лейблы — значит, есть продажи?
Пятнадцать лет назад, даже чуть больше, на радио «Мегаполис» появилась программа Highway. Меня позвали со своей авторской программой. И когда я задумался, какое название эта программа должна иметь, у меня всплыло: город… мегаполис… что-то должно их объединять, какое-то слово, которое будет близко этим двум понятиям. И у меня визуализировалась какая-то дорога, ну и сразу же всплыло слово «хайвей», которое было семантически близко автобану, знаменитой песне и альбому Kraftwerk. Я подумал, что «Хайвей» — хорошее название для радиопрограммы, когда ты едешь в машине по скоростной дороге, слушаешь классную электронную музыку и у тебя полный баланс.
Однажды я проходил мимо студии после записи своего эфира, была программа Сережи Лосева, в гостях у него был Сережа Санчес, и они слушали его любимые русские треки. Я услышал фантастический трек музыканта BarBQ, назывался «Myself», он был очень популярен потом в Европе, его выпускал Mr. C из легендарной группы The Shamen на своем лейбле. И меня настолько поразила эта композиция, что сразу же возникла идея — пора помимо программы на радио и вечеринок в клубе еще открывать лейбл. Ну и все это срослось, появилась идея лейбла Highway, уже было несколько треков, которые я хотел выпустить. И неожиданно появился самый первый трек, музыканта Вадима Ланкова, который назывался очень подходяще для начала нашего путешествия: «Start the trip». Как-то так началось, развивалось, первые три виниловых релиза были очень успешные — третий сделали ребята с SCSI-9 с ремиксами Gui Boratto и Pascal F.E.O.S. Для меня Pascal F.E.O.S — это такая глыба, основа моего музыкального вкуса, он же еще со Svan Vath в свое время на Harthouse работал, и вся эта электроника середины 1990-х… И тут эти парни, мужики, делают ремикс для меня, молодого парнишки, и его нового лейбла — это было что-то невероятное!
Я тогда работал в клубе «Город». К нам много музыкантов приезжало, и были там практически все, начиная от Richie Hawtin, молодого Jamie Jones, Mathew Jonson и заканчивая совсем уже неизвестными артистами — была возможность это все как-то соединять. И мне все время хотелось «поженить» русских и западных, потому что тогда не было так просто, как сейчас: отправил письмо на лейбл Соломуну, он послушал твой трек и выпустил у себя на лейбле. Нет. Тогда и интернет не так сильно развит был, только-только появились Facebook* и социальные сети. Мы обращались к крутым музыкантам, и они откликались, это было очень приятно.
Сейчас уже, конечно, все поменялось — мы не настолько ориентированы на эту «женитьбу», уже больше на своих музыкантов, потому что они достигли того уровня, когда действительно диктуют моду на новые стили и направления в музыке.
Не может быть! Наши? Кто?
Ну стиль organic house, популярный в Европе и в мире, создан нашими музыкантами: Volen Sentir, Izhevski, Amonita, Makebo, M.O.S. Вот навскидку имена, которые являются основными лидерами.
M.O.S. и Izhevski — прекрасные ребята.
M.O.S. и лейбл Melody of the soul, который они делают — один из главных бестселлеров на Beatport, у них все треки, которые выходят, моментально попадают в чарты и занимают там первые места.
А где это звучит все? На каких мероприятиях, в каких странах?
Больше, наверное, в южных: Аргентине, Бразилии. И то все сейчас опять же меняется, в том числе благодаря нашим ребятам. Это больше уходит в микс с progressive house, пересекается в звучании с диаспорой Guy J и его лейбла Lost&Found. Кстати, один из первых релизов Наташи Amonita выходил у нас на Highway. Первый альбом Dave Pad из дуэта Volen Sentir тоже у нас выходил. Было невероятно приятно — нас познакомил тоже Санчес, всего очень много в истории Highway связано с его именем. На своей вечеринке в «Пропаганде» он меня познакомил с молодым продюсером, вот, мол, отличный музыкант для Highway, у него есть альбом. И по правилам рекорд-бизнеса сложно выпустить сразу альбом, не принято. Нужно выпустить несколько релизов, синглов, ипишек, и только потом альбом. А альбом настолько классный был, в стиле deep house, что мы решили наплевать на все и просто его выпустили. И спустя несколько месяцев мне написал Terry Lee Brown Jr., на то время икона стиля deep house, и сказал, что это самый крутой альбом deep house, который он слышал за последние несколько лет. Это была такая невероятнейшая оценка отца deep house. И еще спустя несколько лет мы услышали, что один из треков с этого альбома — суперхит в Южной Африке, к которой мы вообще никогда не имели никакого отношения и не знали, что там происходит!
Но все равно, смотри: Южная Америка, Южная Африка… В Европу мы пока не допрыгнули.
Европа, мне кажется, хочет все время другой музыки, тем более сейчас. Она какая-то другая, она сначала была больше ориентирована на техно, с меньшим мелодизмом.
Сейчас это боснийское техно. Соломун и друзья, мне кажется, оккупировали уж точно Германию.
Ну да, Watergate — культовый немецкий клуб, он раньше выпускал хорошее техно. Сейчас выходят песни, какой-то indie dance, все очень сильно поменялось.
Не надо громко говорить, конечно, про загадочную русскую душу, но в нашей музыке всегда есть мелодизм в отличие от европейцев.
Понятно. Расскажи о себе. Ты много работаешь, вечеринки проходят регулярно, своих музыкантов все время прокатываешь по местным площадкам. Ты в основном работаешь в двух клубах?
Чаще всего в «Газгольдере» и Blanc.
Еще был «Суперметалл»…
Да, но это в основном летом. И еще Yauza, конечно же. Это наши любимые места, с которыми мы с удовольствием дружим. Но Yauza и Radio на «Суперметалле» все-таки летние.
«Газгольдер» — это силища старинная, а вот Blanc — тебе в нем хорошо?
Да, мы в него влюблены невероятно. Настоящее место силы много лет. Особенно опять же летом, когда днем собирается полный двор, наступают вечерние сумерки, звучит невероятная музыка, и все в каком-то едином порыве — кто-то танцует, кто-то болтает с коктейльчиком в руке, кто-то сидит в приятных креслах и покачивает ножкой с бокалом, и все это в центре Москвы у старинного особняка — невероятнейшие эмоции. И люди приходят — это какая-то совершенно новая форма времяпрепровождения. Они приходят не на дискотеку, не на танцы…
Это не новое, мы всегда так жили…
Никогда не было по-настоящему дневных и вечерних мероприятий для взрослой аудитории. Если вспомнишь вечерние мероприятия, это был «Стар тинейджер» Филиппыча, вечерние дискотеки или Hardcore против Junlge. Вечером никому даже в голову не приходило выходить тусовать куда-то. Сейчас же, наоборот, гораздо больше людей выходят вечером, и есть даже очень интересная теория… Я был на амстердамской конференции Amsterdam Dance Event и попал на дискуссионный стол с Jeff Mills. Он делал очень интересный перформанс в Доме Рембрандта — должен был за четыре часа написать три трека под впечатлением от атмосферы Рембрандта в тех комнатах, где он писал картины и так далее. А потом вечером он собирал большую дискуссионную панель и рассказывал, чем он вдохновлялся при подготовке этого всего. И потом он неожиданно говорит: «Если хотите, давайте просто поговорим про электронную музыку. Вот вы думаете, что те люди, которые ходят в клубы, это те же люди, которые слушают электронную музыку, и наоборот. А это не совсем так. Потому что в клубы ходят процентов двадцать от людей, которые действительно любят электронную музыку и все, что связано с этим культурным пластом. Все остальные уже перестали ходить. Они повзрослели, обзавелись семьями, бизнесами, просто устали каждые выходные ходить куда-то тусоваться, им гораздо удобнее выходить днем, поэтому становится все больше и больше дневных мероприятий. И аудитория, которая приходит днем, становится все взрослее и взрослее. Плюс ко всему теоретически днем ты можешь сделать все то же самое, что любишь делать ночью, но при этом у тебя не будет потерян следующий день и иногда еще один, после. Ты уже встанешь с утреца спокойненько и начнешь заниматься своими делами».
Я увидел, что это правда! И вот с прошлого года открылось Radio на «Суперметалле», мы начали делать ивенты, начиная днем, и я увидел, что Jeff Mills прав. В ночь остается не так много народу, как днем и вечером, и это прекраснейшая история, которая меня очень сильно заряжает. Потому что днем и вечером от мероприятий рождаются какие-то другие эмоции.
Подлинные любители музыки приходят в дневное время?
Ближе к вечеру, наверное, да. Потому что все остальное уже уходит в такой ночной раскардаш.
Очень любопытно. Поспорь, если я не прав. Русские диджеи, как русские футболисты, не стали частью мирового рынка.
Не согласен. Ну посмотри. Nina Kraviz не исключение из правил, если ты хочешь это сказать. Yulia Niko — прекраснейшая русская артистка, одна из восходящих звезд, которая играет сейчас на всех крупных мировых ивентах. Крутейший диджей.
Потом, если брать наших ребят, опять же Gorje Hewek, Volen Sentir, которые супергастролируют. Gorje, кстати, насколько я знаю, подписал со своим лейблом Peace Symphonies контракт с одним из мейджоров. Там все очень солидно. Может быть, не настолько стали частью всемирной электроники, как хотелось бы. Но наши диджеи там очень хороши. Просто кому-то нужно туда идти, а кому-то — нет. Я в определенный момент начал об этом задумываться, каждый же диджей задумывается о популярности, суперуспехе и так далее…
Я лично задавался вопросом, нужно ли мне играть на больших европейских площадках и фестивалях, нужно ли мне играть в европейских клубах. Хочу ли я этого так сильно?
Ой ли? Неужели ты себе сказал: нет, не нужно?
Да! Это другая абсолютно энергия, это другое общение с аудиторией, нежели я ожидаю от того, что делаю. Чем живу.
Я не могу тебе поверить, извини. Это как взять футболиста «Динамо» и спросить: «А ты хочешь поехать на Лигу чемпионов?», и он ответит: «Я не поеду на Лигу чемпионов, я люблю российский чемпионат, мне там хорошо». Ну это очень странно. Понятно про выход из зоны комфорта. Но в любом случае главный бизнес диджеинга находится не в Латинской Америке и даже не в США, это европейская история. Это Англия, Германия, Испания и Франция. Сейчас подтягивается Латинская Америка, но пока не настолько.
Ты очень правильно сказал про бизнес. Конечно же, если нужно зарабатывать деньги, нужно стремиться на фестивали.
Не только деньги, а чтобы получить какую-то известность. Публику, новые шансы, разве не так?
А я задумался, ну когда я 10 или 15 лет играл, мне это было не то что необходимо, но я думал об этом, и я как-то стремился, что-то придумывал. Я достаточно погастролировал, поиграл в легендарных европейских клубах. Я увидел аудиторию, понял, что это за клубы. Ты не представляешь мой шок, когда я первый раз приехал играть в парижский Rex, где начинал свои крутейшие вечеринки Laurent Garnier. Когда мой друг Jack De Marseille меня туда позвал, я был в шоке: «Серьезно? Вот это легендарный Rex?» Я себе рисовал что-то невероятнейшее, грандиозное, что изменит твою жизнь и восприятие электронной культуры. А ты заходишь и такой: «Черт, это все?»
Так диск-жокеи из Сибири приезжали в клуб «Птюч». «Серьезно? Вот эта развалюха?» Легендарные клубы — это не бетон и металл, это некая атмосфера.
Ну и опять же атмосфера. Я не находил в этих клубах той атмосферы, о которой ты говоришь. Она ушла.
Может, и ты, и другие диск-жокеи, так же как и русские футболисты, не того класса? Ты называешь несколько фамилий, Izhevski и так далее. Я бы еще назвал Азамата.
Может быть, ну опять же Азамат не гастролирует по Европе. Я думаю, ему это так же не сильно нужно.
Нет, я думаю, ему это нужно! И он этого хочет. Он четко настроен на успех, признание, и он этого достоин.
Я думаю, ты немного сейчас идеализируешь европейскую электронную сцену. А она не является больше основополагающей. Основной электронный бизнес сейчас — Южная Америка. И даже больше — Южная Африка. То, что творится сейчас в Южной Африке со стилем amopiano — это вообще что-то невероятное, это то, что будет греметь еще лет десять. Там просто фантастика! Американский рынок — там действительно деньги, большой спрос. Но это если говорить про деньги.
Подожди. Так, выходит, это ты про бизнес все же? Ну хорошо… В США, например, электронная музыка не сильно превалирует. Я смотрел чарты, электронная музыка там все же ниша…
Не совсем так. Однако я, наоборот, говорю об упадке европейской клубной культуры. Теперь это скорее фестивальные события, на которых уже почти не танцуют, а снимают на телефоны. Вот если брать стиль EDM, я бы вообще не относил это к электронной музыке, хотя этот стиль и называется официально electronic dance music, но так-то это шляпа по большому счету, а не электронная музыка. Это как в 1990-е Scooter отнести к рейв-культуре. Ну такое…
А что касается европейской культуры, тем более клубной, с ней очень плохо. В том же Берлине — топовые диджеи больше не хотят жить в Берлине. Это связано с экономическим кризисом и с клубным кризисом в том числе. Все сейчас очень много гастролируют не в Европе, а опять же в Южной и Латинской Америке. Вся наша любимая еврейская мафия — Guy J, Guy Mantzur, Sahar Z, Roy Rosenfeld и многие другие — практически оттуда не вылезает. Огромные туры по Бразилии, Аргентине, Чили, Уругваю, Мексике и Колумбии.
Дорогой мой! Это просто новый рынок! Его осваивают, вот и все. Кстати, личный вопрос. Многие из твоих ровесников, бывших диджеев, занимаются стоматологией, бизнесом всяким. Вместо музыки нашли какие-то другие возможности для зарабатывания денег. А у тебя, я так понимаю, главное — это музыка…
У меня получилось это сделать с совершенно другой стороны. В свое время я увидел прекрасный пример ребят из Arma 17. Мы делали одни из первых шоукейсов Highway вместе с ними в старой «Арме». Наташа Абель и Леша Бикипер историей становления своего клуба подтвердили мою теорию успеха. Первые три-четыре года они делали огромное количество крутейших мероприятий, но было это все не очень финансово успешно. Они всегда любили то, что делали, чем занимались, и никогда не ставили деньги во главу. И вот любовь и страсть в результате побеждали. У них в какой-то момент энергетические потоки сошлись правильно, что-то щелкнуло, и они стали суперлегендарными, к ним просто повалил народ. На входе стояли гигантские очереди, спонсоры выстроились с желанием представить свой бренд рядом с «Армой 17», и все начало работать как бизнес-машина. У меня твердая уверенность, что если ты делаешь свое дело с любовью и страстью, в первую очередь беспокоясь о более высоких ценностях, нежели деньги, то у тебя все начнет складываться верно. А там и деньги начнут появляться. Главное — не потеряться по пути.
Романтично, не поспоришь, но я согласен. В этом году у тебя 15-летие лейбла, о котором мы столько разговаривали. Где все это будет, что за мероприятие?
Это будет 22 декабря, мы празднуем в «Газгольдере», будет вечеринка, а 15 декабря мы как раз выпустили сборник, посвященный 15-летию. Он вышел на всех абсолютно платформах, можно будет скачать или послушать. Винил или компакт-диски не предусмотрены. CD больше уже никто не слушает, мне кажется, их уже и совать-то некуда. Я долго думал, как отпраздновать, что сделать интересного на 15 лет, отметить эту дату, потому что мы действительно прошли достаточно большой путь, интересный, много классного с нами происходило. И пришла идея сделать сборник наших самых классных продюсеров, которые работают с Highway на протяжении долгого времени, которые сделали бы ремиксы на старые треки из каталога, выбрали бы что-то интересное для себя и ремикшировали. И получился невероятнейший сборник. Я не то что доволен, я счастлив.
Юбилейный сборник выложен также на новой русской платформе Flat.Audio. 15 треков за 15 лет — отличный сборник, на котором вы найдете крутейшие танцевальные бэнгеры и красивые песни.
Фото: из личного архива Майка Спирита
____________________________________
*Принадлежит компании Meta, признанной экстремистской и запрещенной в РФ.