Снижение интеллектуального градуса: почему женщины хотят казаться глупее, чем они есть?
Целую неделю я смотрела резонансные интервью, сделанные женщинами на YouTube. Пыталась понять, почему девчонки всех возрастов на своих каналах пытаются быть глупее, чем они есть. Как бы приседать перед гостями. А потом идут на интервью сами — и там устают, и случайно показывают свое истинное лицо.
Еще конспектировала женские соляги в жанрах психологического разбора, поучения и прожарки. Умилялась бесстыдству и некомпетентности, уровню агрессии и самолюбования, но и восхищалась их смелостью.
Мне хотелось понять, почему имидж бабы-дуры до сих пор побеждает условных Юзефович и Шульман*. Умниц на информационном рынке в разы меньше. При том что среди YouTube-мужчин умников и идиотов примерно поровну.
Укачивает и расслабляет
«Мне так нравится Черниговская! Я просто млею, когда она рассказывает». «Стрелец такая мягкая, а голос! Просто как по шерстке». «Учусь все делать по Элеоноре, высокорангово».
Пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ. Эти слова приписывают Мао, однако китайский диктатор позаимствовал их из классического китайского стихотворения. Они означают плюрализм мнений, а в нашем случае — множество YouTube-каналов с разными уровнями подачи информации.
Кто-то вырос среди книг, хорошо учился, а кто-то с пяти лет мечтал о помаде, как у тети в рекламе. Таким людям нужны разные источники. Их точки удовольствия находятся в разных местах мозга.
Примерно в таком ключе рассуждает Татьяна Черниговская, «ученая в области нейронауки и психолингвистики, а также теории сознания». Эта убеленная сединами и исключительно приятная дама убаюкивающим голосом вещает о том, что она вчера прочла в популярном научном издании. Из передачи в передачу, на центральном телевидении и в самом маленьком канале она говорит примерно одно и то же, а зритель слушает, улыбается и кивает.
Настолько же спокойна Надежда Стрелец, в прошлом диджитал-директор журнала Elle и диджитал-издатель InStyle. Чтобы стать звездой YouTube, она изменила свою внешность и звучание. Филлеры мешают ее лицу отражать истинные чувства, уроки постановки голоса добавляют к интонациям послушной девочки триггеры ASMR, шелестящие нотки, которые вызывают брейнгазм — «оргазм мозга». Она задает простые доброжелательные вопросы. Ее шоу как будто бы о культуре, но ведущая может запросто перепутать Кулика с Павленским и на голубом глазу не вырезать этот позор.
Предельно сдержанна и даже механистична Элеонора Грац, учитель этикета — она подхватила у московских содержанок словечко «высокоранговый» и сделала своим фирменным знаком. Грац учит «высокорангово» заглядывать в холодильник (слегка отступая от него вбок), «высокорангово» открывать бутылку с водой (держа ее не мертвым хватом, а легко и по диагонали), «высокорангово» (то есть не ором во всю ивановскую) говорить по телефону. В мире взорванного мозга особенно ценится спокойная манера поведения. Чем эмоциональнее человек, тем ниже его ранг, но не количество подписчиков на YouTube.
Бойко и звонко
Первая тройка властелинов народного сознания ориентируется на тех, кто хочет продать себя подороже. Вторая обращается к женщинам, которые уже поиграли в эту игру, кое-что выиграли и теперь хотят отнестись «к себе нежно» (по следам книги Ольги Примаченко, абсолютного бестселлера этого года). А к миру желательно пожестче. Тут на помощь им приходит психолог Вероника Степанова, выкрашенная под вороново крыло жительница Мексики. Она разбирает фильмы и случаи из своей практики — эмоционально, цинично, с матерком. Наибольшим спросом на ее канале пользуются психологические разборы сексуальных приемов и звезд. Степанова уверена, что Дудь* — гей, Дарья Мороз — буч и климактеричка, Шульман — старая дева.
Следующий «говномет к бою»: Катя Конасова, залихватская разоблачительница инфоцыган и всего, что можно купить в магазине. У нее есть хорошая привычка — говорить только о качестве продукта, не переходя на внешность и черты характера того, кто этот продукт представляет. Ее противники говорят, что разоблачает она за деньги, принося заказчику не столько вреда, сколько пользы. Как по мне, Конасову можно ругать исключительно за пиджаки, которые она подцепила у Стрелец. Ни той, ни другой объемные «мужские» жакеты отчаянно не идут — кажется, девушки хотят выглядеть академичнее, чем они есть на деле. Не надо, вас не смотрит интеллектуальная элита.
Замыкает тройку тяжеловесок в мире медиа Ксения Собчак с ее профессионально перегретым каналом (3,23 млн подписчиков против 2,42 млн у Степановой, 1,51 млн у Конасовой, 996 тыс. у Стрелец). Специалисты по продвижению, успевшие поработать на нее и расстаться с холдингом «Осторожно Media», тут и там скупо оговариваются, каких сил требует поддержание уровня цифр. А впереди всего девчачьего эшелона разговорниц несется Дудь с 10 млн верных зрителей — и манит за собой.
Подражание и аутентика
Общественное мнение гласит: Собчак и прочие девы возникли на YouTube на волне успеха Дудя, в подражание ему. Они берут у него героев, приемы монтажа и ведения интервью, заодно и вопросы. Как будто нет американских и европейских ведущих для вдохновения, читай: передера. Все давно придумано за десятилетия работы мелких западных радиостанций на короткой волне, чей опыт был потом адаптирован к видеоформату. Также можно учиться у монстров телеэфира — Опры, Эллен Дедженерес, Ларри Кинга и Говарда Стерна.
В последние четыре года на русском YouTube сформировался отечественный стиль ведения женского разговорного шоу. Его ингредиенты: светлые интерьеры с «элементами роскоши», выглаженные волосы ведущих и их слишком «сделанный» внешний вид, минимум их слов и максимум слов со стороны интервьюируемого. Удобный и даже робкий журналист, не отягощенный грузом знаний — отличный повод для звезды расслабиться и нести что бог на душу положит. То есть самую мякотку.
Когда же неотягощенный солирует в формате своего шоу, вконец расслабляются и зрители. Можно рассуждать о режиссере, открыто признаваясь, что в театр не ходишь и вообще о нем ничего не знаешь (как это делает Степанова). Можно утверждать, что у феминисток есть гормональные нарушения, а число нейронных связей в мозгу превышает количество атомов во Вселенной (как любит говорить Черниговская).
Девочки играют в поддавки и выигрывают
Зачем даже неглупые женщины занижают интеллектуальный уровень своей видеопродукции? Почему продюсеры ищут искренних дурочек, чтобы сделать шоу с нуля, и поддерживают уже существующих ведущих без претензий? Зачем говорить о том, в чем не разбираешься, с такими уверенным видом?
Если на первые два вопроса можно ответить скучно: «Чтобы захватить аудиторию побольше и сделать свой бизнес более прибыльным», то ответ на третий имеет научное обоснование. Выступлю в духе Черниговской и своими словами расскажу об эффекте Даннинга — Крюгера. Чем человек умнее, тем сильнее развито его критическое мышление, тем он требовательнее к себе. Он понимает, насколько неглубоки его знания. Помножим это на свойственный женщинам (по большей части) синдром самозванца: «У меня нет права об этом говорить, поскольку не съела на этом собаку, а просто прочла несколько книг на тему».
Чем человек глупее, тем он легче относится к своим высказываниям, не осознавая, насколько позорный бред он несет. Профессиональная жизнь глупого и уверенного в себе человека куда безоблачнее жизни въедливого профессионала.
Получается, немногие женщины ощущают себя настолько экспертными, чтобы создавать личные каналы на коленке или искать продюсера, желая сделать блогинг своей профессией. И среди этого небольшого процента женщин-блогеров выходят вперед как раз нетребовательные к своим внутренним и внешним данным. Некрасивая? Сделаю губы, приклею ресницы. Ничего не знаю? Спишу в интернете, найму редактора. Среднего ума? Упрощу себя до максимума, чтобы всем зашло.
Не думаю, что утонченному книжному критику Галине Юзефович удастся купить себе дом после трех лет работы ее YouTube-канала. Но думаю, что и Конасова, и Стрелец-молодец создадут свои империи, если будут внимательно относиться к бизнесу.
Снижение интеллектуального градуса до уровня усредненного наемного работника, не обладающего глубокими профессиональными знаниями — необходимость. Женские шоу на YouTube встали в ту нишу, где раньше находились глянцевые журналы. Эти яркие издания читали многие. Умные, чтобы поржать, глупые, чтоб насладиться.
_______________________
*Внесен(а) Минюстом в реестр СМИ-иноагентов.