Вы слышали про Soueast? Это свежий бренд на российском рынке. Возможно, видели, когда он мелькал в рекламе, и, может, даже в курсе, что эта марка принадлежит Chery, которая находится на восьмом месте по продажам в Китае и занимает там чуть больше 3% рынка. Сухая статистика про материнскую компанию нам ничего не скажет, потому что на деле Chery — это уже давно не обычный производитель машин, это скорее мастер-класс по созданию новых брендов, которых в России уже пять. Зачем плодить марки в таком количестве, ведь у российских покупателей и так в голове каша из непонятных названий?
Если понять причину размножения Chery, то будет легче. Как был устроен мировой автобизнес до китайской экспансии? Японские, итальянские, французские, американские и немецкие компании тянули за собой хвост прошлых побед, которые они совершали в области техники (прорывы в технологиях) и в области спорта (кубки, гран-при и прочее). Каждый строил из себя легенду, и в конце концов они своего добились — клиенты начали выбирать не между кусками железа, а между брендами с историей.
Может быть, так бы и сегодня продолжалось, но случился ковид, и практически в один момент вся эта шелуха, связанная с легендарными торговыми марками, со свистом была спущена в унитаз. В начале 2020 года люди, оставшись дома, переоделись в бесформенные джоггеры и фуфайки с капюшонами. Уже через год под эту тему перестроились производители одежды и заполонили торговые залы этой домашней униформой. Вскоре бесформенные трико носили уже везде, даже в ресторанах и на работе. Одновременно с этим выстрелили маркетплейсы, где появилось множество новых моделей, непонятно кем и где сшитых, но которые выглядели ничуть не хуже традиционных. И вдруг всем стало понятно, что отличие товаров с историей от просто товаров отсутствует. Зачем в такой ситуации тратиться на бренд? Потребители сосредоточились на цене и дизайне. Тренд быстро стал глобальным и естественным образом перекинулся на авторынок. Именно так у китайцев, на которых до того смотрели свысока, появился шанс (удачным образом к этому времени подтянулось и качество машин из Поднебесной), и они использовали его по полной программе, продав за короткое время так много электрокаров в Европе, что ЕС стал активно защищаться повышенными пошлинами.
Конечно, есть и другие нюансы. Например, китайцам сильно помогло, что современные автомобили стали намного проще. Еще в первые десять лет XXI века буквально каждый производитель использовал оригинальные двигатели и трансмиссии. Они отличались радикально — нельзя было взять мотор или коробку передач из Subaru и поставить в Audi. Однако к 2020 году все изменилось, инженерные извращения канули в Лету, производители стали использовать взаимозаменяемые агрегаты, такие как роботы с двойным сцеплением. А, как вы знаете, клонировать распространенные технологии — конек китайцев, их природный талант. Копируют они знатно, и здесь им можно доверять, а вот к оригинальным китайским разработкам я бы относился с большой осторожностью.
В итоге Chery, приняв концепцию «автомобиль как конструктор» и использовав самые распространенные и недорогие детали (гибриды пока не рассматриваем — это отдельная тема), смогла бросить все силы на маркетинг и сосредоточиться на создании брендов. Сегодня Chery у нас продает: Exeed (в России с 2020 года), Omoda и Kaiyi (с 2022-го), Jaecoo и Jetour (с 2023-го) и Soueast (с 2025-го). Как сами китайцы предлагают нам ориентироваться в этом многообразии? Они предлагают сосредоточиться на… названиях. Так, Jaecoo происходит от немецкого Jaeger (охотник) и английского Cool (крутой). Хочется сказать, что звучит мощно, но охотиться вы будете разве что на место на парковке у супермаркета. Марка Jetour составлена из jet (реактивный самолет) и tour (путешествие), наверное, потому что каждый из нас мечтает, чтобы его кроссовер разгонялся до скорости звука и увозил в закат. Что насчет Omoda? Это для тех, кто дышит «кислородом» (от oxygen) и хочет быть «современным» (от modern). Довольно самоуверенно. Видимо, Chery решила, что все остальные машины на рынке дышат углекислым газом и застряли в 1990-х. И, наконец, Soueast, созданный для гедонистов, которые идут по жизни с «душой» (soul) и «легкостью» (ease). Хотелось бы, но время сегодня не для этой концепции. А еще есть Exeed и Kaiyi…
В отличие от «креативных» названий технические характеристики всех этих суббрендов не сильно отличаются. Двигатели (1,6–2 л) и коробки передач (в основном семиступенчатые роботы и реже восьмиступенчатые автоматы) унифицированы. Как же быть покупателю? Ему остается вообразить себя «крутым охотником» или «путешественником на джете», ну или смотреть сугубо на потребительские свойства, которые для него критичны. Так, например, модели Soueast (S07 и S09) — семиместные. Вам нужны три ряда сидений? Тогда можно в своем воображении переименовать этот автомобиль в Semimest, после чего купить и наслаждаться тем, что родственники влезают. Кроме того, все модели Soueast доступны в полноприводном исполнении, и если вам это важно, то… ну вы поняли алгоритм. Нравится нам или нет, а Chery — это новая автомобильная реальность, и она наступила. Мы либо принимаем эту игру в названия, либо тупо считаем количество мест в салоне и смотрим, есть ли полный привод.