Доктор психологии Виктория Шиманская известна как автор первой российской запатентованной методики развития эмоционального интеллекта и создатель образовательной платформы Skillfolio. «Москвич Mag» она рассказала, зачем и как можно управлять своими эмоциями на работе и в повседневной жизни.
Что такое эмоциональный интеллект?
Эмоциональный интеллект — это умение понимать эмоции, чувства и переживания, свои и других людей. Но главное — это умение распознавать причины появления этих эмоций. Это позволяет гармонично и эффективно действовать. В этом случае все эмоции, и позитивные, и негативные, и радость, и гнев, становятся ресурсом для человека и его развития.
Интерес к эмоциональному интеллекту возник, кажется, не так давно?
Исследования в этой области велись значительно раньше, роли эмоций в нашей жизни касались и Дарвин, и Фрейд. Но если говорить о России, то да, для нас это сравнительно новое понятие. Сам же термин активно возник еще в конце прошлого века. Этот комплекс понятий изначально начали изучать в бизнес-среде, возникло клише о связи эмоционального интеллекта с манипуляциями и нейролингвистическим программированием. Лет тридцать-сорок эмоциональный интеллект вместе с другими дисциплинами изучают управленцы в бизнес-школах и на МВА.
Сейчас общество переживает активную стадию цифровизации, большое количество вещей и профессий стало технологизироваться. На этом фоне все, что касается креатива либо взаимодействия с людьми, стало приобретать совершенно новый уровень. Это первая причина, почему об ЭИ стали говорить. Вторая причина — коронавирус. По официальной статистике ВОЗ, каждый пятый человек в России сейчас страдает депрессией. И понятно, что работают с этим только медикаментозными средствами, на самом деле это и неэффективно, и неправильно. Потому что лекарства заглушают проблемы, но не решают внутренний вопрос «А почему вообще со мной это происходит?». Ни одни таблетки, к сожалению, этого не делают. Третья причина — преувеличенное значение soft skills. Некоторые считают, что они сейчас важнее хардов, но это не соответствует действительности. Можно быть журналистом, можно быть программистом, можно быть психологом. А можно быть выдающимся журналистом, выдающимся программистом или выдающимся психологом. Есть совокупность профессиональных навыков и знаний — это харды, а есть навыки креативного, критического, системного мышления, навык коммуникаций — это soft skills, через эмоциональный интеллект выводящие своего носителя в категорию выдающихся. Это показывает, что ЭИ интегрируется, а не противопоставляется или превалирует, как иногда, к сожалению, еще пытаются говорить.
Почему эмоциональный интеллект так важен для бизнес-сообщества и понятен ему?
ЭИ — часть характеристики настоящего руководителя. Руководитель не только разбирается в специфике своей отрасли, он мотивирует людей, он разрешает конфликты, он принимает решения в ситуации неопределенности. Все это без ЭИ невозможно. Поэтому, чтобы стать руководителем, нужно его развивать, а когда руководителем становишься, он развивается активно и интуитивно.
Лекарства заглушают проблемы, но не решают внутренний вопрос «А почему вообще со мной это происходит?».
В одном из исследований Siemens наглядно показано, что когда человек становится эмоциональным лидером, это на 70% влияет на атмосферу в коллективе. А дальше (и это не просто «ой, все такие довольные ходят») — 1% улучшения атмосферы в коллективе — это 2% увеличения прибыли. Конечно, многое зависит от уровня развития компании, сферы бизнеса, рынка, но как только системно, на всех уровнях, ЭИ задействуется в компании, производительность труда увеличивается в среднем на 30%. Примечательно, что огромное количество внимания эмоциональному интеллекту, навыкам коммуникаций сейчас уделяется в технических профессиях. ЭИ — это не слова, это конкретные деньги, абсолютно ощутимый финансовый результат.
То есть когда начальник хвалит подчиненных, те работают лучше, а компания больше зарабатывает?
Чуть скорректирую. Как я сказала в начале, не только радость и похвальба являются признаками эмоционального интеллекта. Важно, когда начальник распознает эмоции и вообще в компании говорят открыто, например «У меня тревога». И разбираются, почему. Так можно выяснить, что тревога вызвана непониманием задачи, неадекватностью поставленных сроков или отсутствием техресурсов. ЭИ — инструмент быстрого реагирования, а не жилетка, в которую плачут во время обеденного перерыва. Эмоциональная реакция почти в 400 раз быстрее, чем то, что мы осознаем на уровне неокортекса. То есть человек может испытывать эмоцию той же тревоги, но, если его не спросить, он и не осознает, в чем ее причина. Я разбирала случай, когда компания понесла очень большие убытки, вызывавшие серьезный эмоциональный и финансовый кризисы. Сотрудник еще на уровне постановки задачи почувствовал что-то неладное, но в темпе «Умри, но сделай!» заблокировал осознание проблемы. И дальше он к этому не вернулся. Следствием стало категорическое нарушение сроков по объективным причинам: нельзя сделать что-то быстрее, чем требуется процессу. Поэтому так важно оценить и понять эмоции сотрудников, проработать их, сделать их фактически ресурсом. Страшно, что не хватает компетенции? Дадим другого в помощь, отправим на курсы — решим вопрос. Я думаю, что мысль понятна. Такие компании действительно работают лучше и зарабатывают больше.
Звучит как пример из идеального будущего. Но в реальности наверняка уровень развития эмоционального интеллекта у разных людей вряд ли соответствует друг другу. Как решается проблема такого разрыва?
Конечно, результат лучше, когда уровни ЭИ совпадают. В крупных международных компаниях тренинги в этом направлении проводят сверху вниз, от совета директоров по цепочке до конечных исполнителей. В современной среде важнейшая проблема любого обучения — эффект угасания. После окончания МВА-программ люди говорят, что они выносят для себя потом в практику едва ли больше 5% полученных знаний. А МВА-программы стоят миллионы в некоторых школах. И 5% внедрения! Вот она экономика, ее потери. Поэтому в Skillfolio мы сначала проводим яркие программы диагностики с глубоким погружением, а потом подключаем людей к нашей платформе в формате микролернинга. Можно быть в любой точке мира, нужно только найти 10 минут в день, чтобы выполнить практические задания. Так создается накопительный эффект, ведь ЭИ — это фактически новая нейронная дорожка. Нейропластичность мозга достаточно высокая все-таки и во взрослом состоянии, и это уже сейчас доказано не в теории, а на практических исследованиях. Так что ЭИ действительно нарабатывается на уровне навыка. Человек начинает анализировать эмоции и по-другому действовать.
На меня орет начальник, но я не ухожу в ступор, не начинаю орать в ответ, я действительно задаюсь вопросом «Почему?». И тут есть варианты. Если он сильно переживает за проект, дедлайны, я говорю: «Иван Иваныч, я тоже переживаю за проект. Давайте сейчас вместе обсудим, что будем делать». Иван Иванович успокаивается. А если я понимаю, что Иван Иванович на меня орет, потому что он с утра с женой поссорился, или в принципе это у него такой способ общения, то я вообще начинаю задумываться, а нужно ли мне коммуницировать с Иваном Ивановичем. Но я не ухожу из-за этого в депрессию, нет уж! Можно сказать (кстати, этот прием работает) тому же Ивану Ивановичу: «Я все понимаю, я готов конструктивно работать, но давайте договоримся, что вы не будете со мной разговаривать в таких тонах». Если Иван Иванович это не готов принять, я как профессионал с развитым эмоциональным интеллектом абсолютно не боюсь потерять эту работу. Я нужен этой работе больше, чем она мне. И только такие сотрудники на самом деле эффективно работают.
Страх перед начальством, страх не успеть, страх лишиться зарплаты — это объясняет, почему огромное количество людей выгорают на работе.
Кстати, есть очень интересные международные исследования, которые показали, на каких эмоциях сотрудники работают долго и вовлеченно. Доверие и принятие дают максимальную, до 98%, вовлеченность. Поэтому истории с миссией компании, если ее разделяют сотрудники, так важны. Они разделяют идею компании и готовы работать не для галочки, а ради нее. Почти в два раза меньше, на 50%, работать мотивирует страх. Страх перед начальством, страх не успеть, страхи внутренние, внешние, страх лишиться зарплаты — там разные страхи. И это объясняет, почему огромное количество людей выгорают на работе. На злости работает около 30%. Это эмоция отвращения, она подпитывает недолго и всплесками: «А я назло докажу, что могу». Любой руководитель может задуматься над тем, какая его мысль, какая идея, какая деятельность действительно вызывает доверие и принятие у моих сотрудников? Если нет ответа на этот вопрос, то есть над чем поработать.
Насколько теория эмоционального интеллекта применима не к социальным ролям «работник — работодатель», «мама — ребенок», «муж — жена», а к подчиненности другого уровня — город и его житель?
Один из важнейших мировых трендов сейчас — устойчивое развитие. Часто его ассоциируют с экологией, раздельным сбором мусора например. Но устойчивое развитие — это еще и про экологию общения, дизайн среды, эргономику. Поэтому когда город развивает парки, когда в городе я в любой момент могу подключиться к интернету, а не переживать, что не могу дозвониться ребенку или на работу, когда я могу практически в любой момент найти себе место, скамейку, просто сесть, отдохнуть — все это напрямую влияет на эмоциональное состояние горожан. И в этом смысле развитие эмоционального интеллекта действительно происходит. Физическое изменение среды, например, неблагополучных районов приводит к снижению там уровня преступности. Поменять освещение, поставить скамейки, вымостить тротуары — все это в конечном счете приводит к снижению уровня напряженности, тревожных состояний, потому что люди перестают бояться асоциальных явлений.
Другой пример — система «Мои документы». Легко представить себе состояние человека, который должен отстоять очередь в одно окно, а потом отправиться на час-полтора в другое. Хочется послать весь мир, и город, и все на свете, не говоря уже о том, что еще и работать надо. Сокращение бюрократии, ритмичная работа — все это дает понимание того, что тебе есть куда пойти с твоей проблемой, от нее не отмахнутся. Кстати, аппараты «Оцените мою работу» со смайликами там — это тоже про ЭИ, пусть и на базовом, примитивном уровне.
Можно ли развивать и наращивать эмоциональный интеллект самостоятельно, без помощи специалистов? Чаще всего у нас все-таки нет времени и осознанности, чтобы о нем думать…
Самый простой метод — ввести стоп-слово. «Помидор», «редиска», «бутылочка воды» — оно может быть любым. Используйте его, как только возникает какая-то резкая эмоция. При этом важно и на положительную, и на негативную это делать. У меня это стоп-слово «интересненько». Получается так: «Интересненько, почему это я сейчас встревоженный?», или «Интересненько, что это я такой воодушевленный?», или «Интересненько, почему мне всех убить хочется?», или «Интересненько, почему мне кажется, я сейчас взорвусь?». Как я уже говорила, эмоциональная реакция влияет на нашу физиологию быстрее, чем добегает до неокортекса, где происходит распознавание. Введя такое стоп-слово, эту реакцию можно проанализировать, для этого достаточно доли секунды.
Еще один совет: как только меняется эмоциональное состояние, нужно поменять положение тела. Дело в том, что у нас любая эмоция, любое реагирование закреплено на уровне движения мышц. Попробуйте сказать с выражением: «У! Злюсь!» и «Ах, расслаблена», и непременно заметите разницу. И эта физическая реакция у нас автоматизирована. Я всегда советую: «Злитесь? Ложитесь, лежа кричать неудобно». И это действительно так. Мыслями и эмоциями мы можем быть в будущем или прошлом, даже переживать по поводу несуществующего. А тело всегда находится в настоящем, связывая нас с реальностью. Поэтому изменение нашего физического положения — самая действенная скорая помощь, если мы хотим осознать, что с нами происходит эмоционально.
ЭИ развивается в любом возрасте. У него нет ограничений со стороны социальных групп, пола, вероисповедания и так далее. Здорово, когда ЭИ развивается с самого детства, потому что сразу закладывается хорошая база. Об этом я подробно пишу в своей книге «Эмоциональный интеллект для родителей и детей». Но начать работать с ним никогда не поздно. Как говорится, «лучший день посадить дерево был 20 лет назад, а следующий лучший день — сегодня». Поэтому начинаем прямо сегодня.
Как говорил почтальон Печкин, «Почему я раньше злой был?»…
Да! Потому что велосипеда не было! Я про эмоциональный интеллект не знал! А теперь я знаю. Теперь у меня все будет хорошо.
Фото: из личного архива Виктории Шиманской