Land Cruiser прошел долгий путь от настоящего внедорожника и покорителя грязи до аксессуара бизнесменов и чиновников. Такова ирония судьбы этой марки, которую поначалу любили искатели приключений, а потом гаишники местного масштаба и директора рынков.
Я теряюсь определить, что именно было первично: желание вдруг разбогатевших покупателей быть похожими на крутых покорителей стихии или стремление маркетологов японского производителя получить более обеспеченную клиентуру? Но результат печален — легендарный гряземес превратился в лакшери-гаджет. Внедорожность уступила премиальности. А разгребать эту кашу с имиджем теперь будет Haval, которому принадлежит марка Tank 500, потому что китайцам удалось полностью скопировать не только конструкцию, но и дорожные повадки и стиль Land Cruiser 300.
Я взял Tank 500 на тест-драйв, чтобы найти отличия от Land Cruiser 300, но их оказалось ничтожно мало. «Китаец» едет абсолютно так же, как «японец», и ни в чем ему не проигрывает. Разница видна только в интерьере. Владельцы «ленд крузеров» всегда предпочитали американизированную отделку и традиционную конфигурацию передней панели: крупные кнопки, консервативные цвета и некую общую тяжесть стиля. Ничего подобного в Tank 500 нет. Здесь все легко и современно.
Однако без консерватизма все же не обошлось. К сожалению, китайцы его поняли по-своему и, чтобы подчеркнуть традиционность марки, жестко ограничили цветовую гамму кузова. Покупателю доступны только серебристый, золотой, белый и черный. Это все! Представьте, реально есть только могильный черный, безразличный белый, унылый серебристый и безвкусный золотой. Неужели так уныло, шаблонно и пошло живут владельцы эрзац-«ленд крузеров»?
Рекламщики этой махровой провинциальности потакают: пишут на сайте модели большими буквами про «неоспоримый статус». Жалко людей, чей статус определяется машиной. Один из малость подзабытых мэтров российской журналистики как-то обронил, что появиться за рулем большого внедорожника на Тверской то же самое, что подъехать к дому первой учительницы и показать голую жопу. Пожалуй, лучше не скажешь. На этом фоне забавно читать на сайте «Танка» про «изящные линии» кузова. Сразу вспоминается пассаж о персонаже «Над пропастью во ржи», чутком Эрнесте Морроу, в котором чуткости было меньше, чем в сантехническом изделии.
Китайцев, однако, упрекнуть не в чем. Они взяли рыночный продукт с готовым имиджем и делают то, что им объяснили маркетологи. А кого еще слушать? Поэтому вопросы больше к японцам, ведь именно при них от марки Land Cruiser стало попахивать деревенским бахвальством, порой переходящим в немотивированное презрение к людям на легковушках.
Китайцы выполнили бизнес-задачу на 100%. Создали прекрасный в техническом плане продукт, но при этом стали заложниками концепции провинциального псевдостатуса. Не надо было полностью копировать японцев! Взяли бы все, кроме этой жути: «Где бы ты ни оказался, вместе с Tank ты ощущаешь уверенность в своих силах благодаря убедительному дизайну». Так и хочется заменить эти слова на «благодаря исключительной воспитанности, хорошему образованию и высокому уровню культуры». Вот чего не хватает, пацаны.
Фото: shutterstock.com