Антон Морван

В этот день ровно 90 лет назад родилась Алиса Фрейндлих

3 мин. на чтение

Жизнь народной артистки СССР была полна не только актерских триумфов — вместе со страной она пережила ужасы войны, а также кризис немецкой идентичности — своей и родственников. Ее отец Бруно Фрейндлих был выходцем из немецкого рода, осевшего в России еще при Екатерине II, известным актером, лауреатом Сталинской премии. Мать Ксения Федорова в молодости занималась художественной самодеятельностью, с мужем познакомилась в Ленинграде на драматических курсах, но в начале 1940-х они развелись, и отец вскоре создал новую семью.

«К счастью, он (отец. — “Москвич Mag”) эвакуировался с ТЮЗом в Ташкент раньше, чем из Ленинграда начали выселять немцев. Но многие родственники с папиной стороны очень пострадали. Папин брат с женой были арестованы — много позже мы узнали, что их расстреляли. Бабушка, тетушка, мои двоюродные братья и сестры — всем им пришлось уехать из Ленинграда. В детстве я не очень осознавала, что происходит, и стала что-то понимать только по мере взросления. Детей старались в семье не травмировать. А в школе меня, к счастью, никто не обижал из-за того, что я по отцу немка», — рассказывала Алиса Бруновна.

Всю войну она с матерью и бабушкой провела в Ленинграде. Она вспоминала, как в те голодные годы ела студень из столярного клея, как ее младшая двоюродная сестра вместо слов «мама» или «папа» первым сказала «ням-ням-ням» и как экономная и хозяйственная бабушка спасла семью от голодной смерти. «Хорошо помню, как напряженно смотрела на часы: когда же стрелка наконец дойдет до нужного деления и можно будет съесть крохотную дольку от пайки хлеба? Такой жесткий режим устроила нам бабушка — и потому мы выжили», — вспоминала Фрейндлих.

После войны Алиса записалась в школьный театральный кружок, который вела известная актриса Мария Призван-Соколова. Отбор в Ленинградский театральный институт им. Островского Фрейндлих прошла сразу после выпуска в 1953 году и попала на курс драматурга Бориса Зона. «Милая Алиса! Вы не смеете оставить втуне ни одну из Ваших склонностей: играть, читать, петь, танцевать. Только в таком случае Вы всюду поспеете и будете счастливы», — написал он своей студентке на открытке летом 1957 года.

Институт она окончила с отличием и, еще будучи студенткой, в 1955-м снялась в фильмах «Неоконченная повесть» Фридриха Эрмлера и «Таланты и поклонники» Андрея Апсолона и Бориса Дмоховского. После института она устроилась в Ленинградский драмтеатр им. Комиссаржевской, где сыграла около десятка ролей. Но настоящая слава к актрисе пришла после встречи с режиссером Игорем Владимировым, ставшим позднее ее мужем и отцом дочери Варвары. В начале 1960-х он возглавил театр им. Ленсовета, куда Алиса Фрейндлих перешла и где довольно быстро стала примой. На протяжении 22 сезонов (1961–1983) она играла почти во всех спектаклях, которые публика воспринимала на ура — «Трехгрошовой опере», «Ромео и Джульетте», «Преступлении и наказании», «Малыше и Карлсоне» и других. В 1983 году Фрейндлих перешла в Большой драматический театр им. Товстоногова, где работает уже четыре десятилетия. Она и сегодня выходит на сцену в спектаклях «Война и мир Толстого» Виктора Рыжакова, «Лето одного года» по пьесе Эрнеста Томпсона «На Золотом озере», «Дядюшкин сон» по Достоевскому и «Алиса» по мотивам книг Льюиса Кэрролла.

Смешно сейчас вспоминать, что с кино у Фрейндлих первое время не срасталось. В 1962-м ее не утвердили на роль Шурочки в «Гусарскую балладу», где сыграла Лариса Голубкина. Эльдар Рязанов объяснил это тем, что на пробах Фрейндлих была чересчур женственной в роли, в которой героиня выдает себя за мужчину. «Следующая наша встреча не состоялась, когда мы с Брагинским писали киноповесть “Зигзаг удачи”. Роль Алевтины, сборщицы членских взносов, которой мы дали такую характеристику: “Всю нерастраченную женскую нежность и несостоявшееся материнство она расходовала на общественную работу”, — писалась нами в расчете на то, что играть ее будет Алиса Бруновна. На этот раз не смогла актриса. Причем по весьма уважительной причине — ждала ребенка. Роль эту прекрасно сыграла Валентина Талызина», — вспоминал Рязанов.

В 1974 году Фрейндлих в третий раз не посчастливилось сняться у Рязанова — в новогодней комедии «Ирония судьбы, или С легким паром!», роль Нади Шевелевой досталась Барбаре Брыльской. И только в 1977-м Фрейндлих сыграла у Рязанова в эпохальном для нее «Служебном романе». Позже были королева Анна в экранизации «Трех мушкетеров», Снежная королева в одноименной сказке и Анна Вырубова в «Агонии» Элема Климова. В 2022 году она в дуэте с Александром Адабашьяном сыграла в антикоррупционной комедии своего внука Никиты Владимирова «Родители строгого режима». «Это комедия о том, как родители запирают сына дома на перевоспитание. Ему 38 лет. Он мэр», — рассказывал Владимиров «Москвич Mag».

А еще, конечно, мы любим Фрейндлих, которую в свое время отец отговорил от оперной карьеры, как певицу с неповторимым тембром и стилем. Некоторые ее песни во многом передают характер женщины, повидавшей многое, но не покорившейся бедам и унынию: «У природы нет плохой погоды», «Песня о хорошем настроении» или «Не отнимайте у женщины сигареты». На самом деле, песен в ее исполнении не намного меньше, чем ролей. Ведь, по признанию самой Алисы Бруновны, она «драматическая актриса, которая очень любит петь и танцевать».

Фото: художник-модельер Вячеслав Зайцев и Алиса Фрейндлих в гримерной перед спектаклем «Вишневый сад» в театре «Современник»/МИА «Россия сегодня»

Подписаться: