Антон Морван

«В неделю человек съедает пластиковую карточку»: как микрочастицы полимеров проникли в наши тела

8 мин. на чтение

Планету захватывает микро- и нанопластик — небольшие (до 5 мм) или микроскопические (меньше 0,001 мм) крошки из разных полимеров. Микропластик порождают самые разные предметы повседневной жизни: текстиль, косметика, автопокрышки, упаковки, бутылки и посуда. Его находят в питьевой воде, продуктах, канализации, Мировом океане и, как следствие, внутренних органах людей и животных, что не лучшим образом влияет на наше здоровье. В окружающей среде микрочастицы пластика почти не разлагаются и «живут» очень долго. И с каждым годом их объем растет. О том, насколько проблема серьезна и что с ней можно сделать, «Москвич Mag» поговорил с руководителем образовательного проекта «Микропластик — невидимая проблема» Елизаветой Мериновой.

Давайте начнем с того, как микропластик попадает в окружающую среду и далее в организм человека?

Про окружающую среду: есть три варианта. Первый — это когда пластик сразу производится маленького размера. Один из очевидных источников, например, косметика: блестки от глиттера, отшелушивающие гранулы в скрабах. Все это легко и быстро может попасть в природную среду.

Второй вариант — когда в процессе использования человеком какие-то пластмассовые предметы отделяют частицы. Это, например, стирка синтетики — одежда из полиэстера после того, как мы ее постирали, отделяет невидимые волокна. Или автомобильные шины — в процессе трения о дорожное покрытие от них также отделяются частицы.

Третий вариант — когда крупные пластиковые предметы попадают в окружающую среду и там распадаются на микрочастицы. Говорить о том, что пластик разлагается, не очень правильно, потому что он именно распадается на мелкие частицы. Такой процесс происходит в Большом тихоокеанском мусорном пятне — течениями туда прибивает крупные пластиковые предметы, которые измельчаются под действием солнечного излучения и механических воздействий, и сейчас это по сути не пятно, а своеобразный пластиковый суп.

Микропластик попадает в организм человека с воздухом, водой и едой. Есть разные цифры, одна из которых — в неделю человек съедает пластиковую карточку, то есть 5 граммов микропластика.

Известно ли, где микропластик больше всего попадает в природу в Москве — через канализацию, мусорные полигоны, воздух, грунтовые воды или какие-то другие источники?

Одна из самых больших точек входа микропластика из разных источников — это канализация. Это все то, что мы смываем в быту, от косметики до текстиля. Довольно большой источник — вода после стирки синтетической одежды, по поводу чего есть разные цифры. Микрочастицы автомобильных покрышек также в значительной степени уходят через дренажные системы и очистные сооружения. Еще один источник — полимерные покрытия или краски, которые разрушаются и попадают в виде микрочастиц в окружающую среду.

Считать что-то довольно сложно — в Москве таких исследований не проводилось. Если прикинуть не очень научно, приблизительно, то можно попробовать представить цифры. Согласно данным «Автостата», в Москве зарегистрировано 3,8 млн легковых автомобилей. Каждый из них за срок службы теряет около килограмма натуральной и синтетической резины, часть из которой — это микропластик. Получается, что почти 4 тысячи тонн микропластика в Москве образуется только от машин. То есть около дорог находиться не очень безопасно не только из-за выхлопов, но и оттого, что микрочастицы, отделяемые от шин, очень легко раздражают дыхательную систему и глаза.

Если говорить про текстиль, то тут сложно подсчитать, сколько одежды каждый из 12–15 млн горожан может носить и сколько от нее отделяется частиц во время стирки. На это влияет очень много факторов, начиная от того, насколько одежда новая, и заканчивая ее качеством.

Насколько микро- и нанопластик — частое явление в продуктах?

Ученые активно занимаются поисками микропластика там, где раньше его не находили. Большая часть исследований показывает, что его наличие в продуктах довольно частое явление. Фрукты, овощи, вода, соль, мед, пиво, морепродукты…  Раньше существовало мнение, что те, кто много ест морепродуктов, наиболее подвержены поглощению микропластика. Но недавнее исследование разных типов продукции для вегетарианцев, рыбоедов и мясоедов показало, что микропластик есть в разных типах белка. Как он туда попадает? Во-первых, это предварительное загрязнение в месте производства продукта. Одно из исследований показало, как через корневую систему разные виды фруктов и овощей могут усваивать микропластик из почвы. Особенно серьезно эта проблема стоит там, где в качестве минеральных удобрений используют осадок сточных вод, который кишит микропластиком.

С морской пищей все понятно. Больше всего поглощению микропластика подвержены мидии, потому что они — организмы-фильтраторы. Соответственно, они пропускают через себя большие объемы воды и вместе с ней и ее загрязнителей.

В случае каких-то неочевидных продуктов (бутилированная вода или мед) это след от пластиковой упаковки.

Вреден ли микропластик для здоровья?

100% — да. Существует мнение, что у нас еще недостаточно доказательств для того, чтобы делать выводы о том, как опасен микропластик. С одной стороны, эта мысль верная с точки зрения того, что мы не можем представить себе полную картину, поскольку проблема новая. Впервые термин «микропластик» появился в мире в 2004 году, и в целом исследовать вопрос влияния какого-то вредного вещества на здоровье человека довольно сложно и с исторической точки зрения, и с точки зрения того, что немногие люди согласятся быть подопытными. Но с каждым годом количество исследований о том, как микропластик негативно влияет на здоровье, растет.

Ученые исследовали разные части организма, и уже сегодня можно понять, что микропластик есть в крови, может проникать в мозг, плаценту. Последние исследования касались репродуктивной системы мужчин, они показали, что микропластик есть и в пенисе, и в сперме, и в яичках.

Но есть вопросы, связанные с тем, как частицы пластика влияют на каждый конкретный орган или ткань. Есть ряд исследований, которые показывают негативный эффект. Например, наличие микропластиковых волокон в легких ведет к заболеваниям дыхательной системы и в частности к пневмонии, а также усложняет регенерацию тканей. Это особенно актуально было во время пандемии COVID-19 — если мы усваиваем больше микропластика, значит, медленнее выздоравливаем и восстанавливаемся.

Ученые исследовали корреляцию микропластиковых частиц в толстой кишке с воспалительными заболеваниями кишечника. Не стоит забывать в целом о том, что пластик как таковой — это вроде как полимер, материал инертный, но к нему добавляется огромное количество присадок, которые в свою очередь являются опасными. Самый простой пример — это фталаты, которые добавляются в поливинилхлорид для придания ему эластичности. Они канцерогенны и разрушают эндокринную систему.

Что с этим делать или, может, это не так опасно и на проблему можно не обращать внимания?

Тут можно привести пример другой экологической проблемы, с которой мы прямо сейчас пытаемся бороться — изменение климата. Если мы просто-напросто перестанем сокращать выбросы парниковых газов, то изменение климата произойдет еще быстрее, и на Земле начнутся такие изменения, при которых мы просто не сможем существовать — повысится температура, уровень Мирового океана, все чаще будут происходить опасные гидрологические явления, затопит некоторые территории суши, в некоторых странах не останется мест, где можно будет комфортно жить. В любом случае негативные процессы нарастают, потому что мы уже запустили их. Но если мы сейчас перестанем бороться с климатическими изменениями, они будут идти еще активнее.

В целом то же самое и с микропластиковым загрязнением. Можно сказать: «Да, он уже везде, давайте просто ничего не будем делать». Но тогда в какой-то момент его концентрация станет настолько серьезной, что мы тоже не сможем существовать или качество нашей жизни сильно ухудшится. Ответ здесь очевиден: нужно сокращать попадание микропластика в окружающую среду.

Как это можно сделать?

Для разных источников есть разные меры — более простые и более сложные, доступные для простых людей или необходимые для принятия на системном уровне.

Возьмем текстиль, о котором мы говорили. Это комплексная проблема, потому что микропластик отделяется в разные моменты, и на его отделение можно повлиять на разных этапах. Во-первых, уже во время производства на фабрике мы можем совершенствовать технологии производства, такие рекомендации существуют. Во-вторых, мы можем делать престирку для всей производимой одежды, потому что наибольшая часть микропластика отделяется во время первой стирки. И, соответственно, когда мы стираем на предприятии одежду из идентичного материала, можно собрать частицы, что поможет не перекладывать ответственность на плечи потребителя.

Как только одежда попадает к покупателю, он так же может подключать разные варианты мер. Например, правильный режим стирки с небольшим количеством оборотов для отжима, холодной водой, жидкими мягкими средствами для стирки и установкой фильтров для отделяемых частиц, чтобы они не попадали в сточные воды. Многие стирают не дома, а в городских прачечных, которые являются важными точками, где необходимо сокращать попадание микропластика в окружающую среду.

Также надо понимать необходимость продления жизненного цикла вещей, потому что новые ткани отделяют больше частиц, чем старые. То есть нужно ухаживать за своими вещами, перерабатывать ткани, чтобы не производить новые, и апсайклить одежду.

В идеале на государственном и глобальном уровне надо стремиться к циклическому текстилю — производить как можно меньше вещей, которые будут доступны для переработки и служить как можно дольше. Роль регулятора здесь — в установке уровня отделения частиц для разных тканей. Нужно это стандартизировать, чтобы производители стремились повышать качество своей продукции. Дальше необходимо создать работающую систему переработки текстиля для того, чтобы частицы из одной вещи можно было переработать в другое изделие, а не в материал низкого качества типа наполнителя для матрасов.

Вот такие решения требуются только для одного источника микропластика. Для остальных также есть свои подходы. Чем меньше человек контактирует с хрупкими и более подверженными отделению микрочастиц материалами или в целом с микропластиком, тем лучше. В первую очередь я имею в виду одноразовые пластиковые товары. Внимание к их качеству, износостойкости, долгосрочности не уделяется, потому что изначально не закладывается. Поэтому если вы сократите использование таких товаров, точно будет лучше.

Можете дать несколько простых бытовых советов, как это сделать?

Не грейте еду в пластике, особенно если это полистирол, потому что его источник — стирол — разрушает эндокринную систему. Перестаньте пить пакетированный чай — это довольно вирусная история, за предыдущие два года о ней говорил чуть ли не каждый федеральный канал. Но они, конечно, создавали панику, утверждая, что использование чайных пакетиков приведет к онкологическим заболеваниям. Мы не можем говорить об этом точно, но знаем, что микропластик в горячей воде ведет себя очень плохо, поэтому лучше перейти на заваривание в чайнике.

А самое простое — не покупайте бутилированную воду. В целом на рынке существует большое количество альтернатив — стеклянные, металлические. Я, например, уже три с половиной года использую бутылку из нержавеющей стали. Можно набирать воду дома или в каких-то заведениях — это точно сильно поможет, потому что во всех исследованиях о бутилированной воде обнаруживалось большое количество частиц микропластика, отделившихся от пластмассовой бутылки.

Как быть с машинами?

Автомобильные шины — это то, для чего очевидного решения пока не существует. Понятно, что есть решения, относящиеся к потребителям, которые продвигают в основном производители автомобильных шин, чтобы переложить на них ответственность. Это так называемое безопасное правильное вождение. Логично, что наибольшее трение происходит во время резкого набора скорости, торможения или поворотов, и если такие случаи исключить, то будет отделяться меньше частиц. Но это, конечно, очень небольшой процент в общей массе микропластика.

Есть технологические решения. Несколько лет назад международную премию в области промышленного дизайна и инженерного проектирования James Dyson Award (ее учредила компания Dyson, которая производит бытовую технику) получили молодые стартаперы. Они изобрели приспособление для шин, которое прямо во время езды собирает отделяющиеся частицы. Но это решение «на конце трубы», когда мы боремся уже непосредственно с последствиями.

Существуют всевозможные идеи совершенствования уборки дорог. Есть предложения делать пористый асфальт, чтобы частицы там задерживались. Но все это тоже про последствия.

Что касается электротранспорта, на отделение частиц от шин влияют разные факторы и в том числе масса автомобиля. Так получается, что электромобили намного тяжелее, чем обычные. Но это ни в коем случае не камень в огород электромобилей, потому что очевидно, что для решения климатического кризиса они нам нужны при условии, что мы их будем питать электричеством из возобновляемых источников энергии. Это скорее к тому, что вопрос комплексный.

Я ратую за революцию в нашем понимании транспорта в целом — за пересадку людей на общественный транспорт и создание системы транспорта, где люди бы не были зависимы от индивидуальных средств передвижения. Ведь отдельная машина у каждого человека будет выбрасывать сильно больше, чем один автобус, которым ежедневно пользуются тысячи людей.

Коллаж: Анна Павлова

Подписаться:
'); $(this).attr('style', 'display: none !important'); } }); console.log('banners:' + banners); console.log('hbanners:' + hbanners); }); -->