Ксения Добрынина

Все, что вы до сих пор писали о себе в резюме, было неправильным

8 мин. на чтение

Недавно со мной произошел буквально катарсический опыт. Я проходила собеседование.

Странное сочетание, согласна. Дело в том, что это собеседование отличалось от обычных. Со мной разговаривали как с человеком! Спустя 25 минут нашего общения я поняла, что у меня ни разу не спросили ни одной цифры. Мы просто поговорили о нашем опыте, общих знакомых, проектах, в которых участвовали. И это было действительно откровение, потому что впервые за много, без преувеличения, лет меня не пытались измерить линейкой.

Сколько проектов вы запустили? Какие были показатели? Какими метриками вас оценивали и какие вы выдержали, а какие провалили? Сколько в цифрах вы принесли своей предыдущей компании дохода? Сколько людей прочитали вашу статью? Сколько было расшариваний, лайков, комментариев? И финальным аккордом всегда идет «На какую зарплату вы рассчитываете?».

Цифры теперь значат все. Ты должен знать, сколько ты весишь в граммах, сколько ты принесешь прибыли, будет ли от тебя для компании маржа, окупится ли твоя зарплата. У тебя большой опыт, старая школа, глубокое знание редких дисциплин? Все это не имеет уже значения, если это нельзя измерить цифрами.

Представьте, что вы читаете инструкцию к бытовому прибору

А оказалось, что измерить можно все! Я решила поговорить о «потере духовности» с теми, кто нас первыми оценивает — рекрутерами. Ольга Зенина — ведущий специалист профориентации портала SuperJob. Она рассказала мне, что численный подход применим в любой сфере, и начинается все с резюме: «Когда резюме размещается где-то на сайте, рекрутер с человеком, скорее всего, еще не знаком. Для него резюме — единственное, по чему он может сделать вывод о специалисте.

Приведу аналогию. Представьте, что вы читаете инструкцию к бытовому прибору. Если там будет написано витиеватым красивым языком, куда что нужно повернуть, сомневаюсь, что вы быстро поймете, как им пользоваться. А если у вас будет конкретно написано, что нужно повернуть три раза влево, четыре — вправо, и заработает, вам все станет сразу понятно. С резюме происходит та же ситуация.

Цифры — это еще и очень крутой визуал. Когда рекрутер просматривает резюме с красивым текстом, срабатывает человеческий фактор. Первая реакция: “Это все нужно читать, а у меня еще сто кандидатов сегодня!” А тут ты открываешь, а там опыт работы разделен на подпункты, глаз цепляется за текст с цифрами, и дальше уже читаешь все. То есть рекрутер вовлекается в более подробный просмотр резюме. Цифры, конечно, работают классно. Конкретика — наше все, как еще оценить кандидата?! А вот собеседование уже другая история».

Кто ты по шкале коммуникабельности

Не знаю, как остальным, а мне лично воспринимать себя как гаджет не очень привычно и не скажу, что приятно. С одной стороны, я понимаю логику, которую описывает Ольга. Но, с другой стороны, я ведь человек, у меня есть качества, которые невозможно измерить: дипломатичность, коммуникабельность, умение сгруппироваться в кризисной ситуации. Какими цифрами это можно описать?

«Не нужно резюме полностью под цифры переделывать, — считает Ольга. — Описание личных качеств — это хитрость. Написать, что вы коммуникабельный или ответственный — это фактически не написать ни о чем. Если мы откроем еще сотню таких же резюме — там будет то же самое. У нас каждый второй в стране ответственный и коммуникабельный, инициативный, стрессоустойчивый и дисциплинированный. Нужно понимать, что резюме — наша с вами индивидуальность, такого, как у вас, не должно быть ни у кого, тогда оно сработает. В этом прелесть цифр. Ни у кого не будет таких же цифр, как у вас, и такого же опыта работы. Тут вы видите не только цифры, но и душу человека. Того же коммуникабельного можно заменить на “я прекрасно схожусь с людьми разных возрастных групп или менталитета, умею расположить собеседника в секунды”. А вот слово “коммуникабельность” общее и у каждого с ним свои ассоциации».

То есть, по этой логике, если я коммуникабельный человек, я должна как-то посчитать, в чем моя коммуникабельность выражается. Например, в день я общаюсь в среднем с 50 людьми по почте или лично. Скажет ли это что-то обо мне как о профессионале — для меня большой вопрос.

«Я думаю, что к любой специальности можно применить численный подход, вопрос — надо ли это делать, — соглашается Ольга. — Даже библиотекарь может рассказать, сколько людей в день он обслуживает, сколько выдает книг за смену. Плюс есть и другие обязанности: проверять библиотечный фонд, обновлять каталог. Это все можно измерить в цифрах, хотя это не всегда просто. Мы же с вами не сидим на работе с калькулятором и считаем».

Именно! Получается, вместо работы я теперь должна записывать, что я сделала и сколько раз, чтобы в итоге вывести все это в красивую статистику, а еще лучше — наложить на график. «Есть такой лайфхак. Представьте, что вам нужно передать дела, когда вы куда-то уезжаете или меняете должность, — советует Ольга. — Вам нужно рассказать, что будет делать ваш последователь, сделать ему инструкцию. В таком документе вы не станете писать расплывчато и витиевато, скорее всего вы будете предельно конкретны. То есть сделаете такое ТЗ. Если смотреть с этой точки зрения, получится, что любую должность можно описать в цифрах и сделать ее максимально конкретно».

Бизнес и цифры — практически равно

Не припомню, чтобы еще лет пятнадцать назад с нас требовали такой четкой выкладки по своим достижениям. Раньше было достаточно приличного вуза в резюме и хоть какого-то опыта работы. Чем солиднее контора в «анамнезе», тем больше она говорила о твоих профессиональных качествах. Считалось, что если ты пробился в стоящее место хоть уборщиком, то что-то в тебе точно есть — можно брать.

Теперь подход изменился. Новые эффективные времена выдвигают требования и нам, и нашим потенциальным работодателям. Вынь деньги из своего кармана, отдай сотруднику и молись, чтобы его работа тебе их вернула, а в идеале приумножила.

Чем больше бизнес нацелен на прибыль, тем больше он ожидает от сотрудников конкретики, тщательнее оценивает при найме. «Да, мы IT-компания, поэтому могу привести пример из этой сферы, — говорит Ольга. — Руководитель нашей разработки мне признался, что ему все равно, сколько строчек кода написал будущий сотрудник, потому что здесь дело уже не в количестве, а в качестве. Но сейчас есть тренд на то, что все IT-специалисты должны быть максимально лояльны бизнесу. Обычно программисты приходят просто кодить, создавать программы. Их работу нельзя оценивать по тому, сколько строчек кода они пишут, там есть много других нюансов, за которые можно цепляться, языки программирования например. Но сейчас даже от разработчиков ждут, что они будут заинтересованы двигать бизнес вперед».

Привилегия не думать о цифрах доступна не всем

Казалось бы, кто больше заинтересован в том, чтобы двигать бизнес, чем топ-менеджеры? С них и должен быть основной спрос по цифрам. Но тут вскрылся парадокс: чем более уникальная или высокая специальность, тем меньше вероятность, что со специалиста будут спрашивать «в граммах».

Юрий Шатров, руководитель практики digital assessment в компании ЭКОПСИ, считает, что позволить себе роскошь не задумываться о цифрах могут уникальные специалисты: «Соискатель может произвести впечатление своей индивидуальностью в редких и сложных профессиях. Например, разработчики, консультанты, инженеры по редким направлениям, топ-менеджеры. Там, где часто даже создается позиция под конкретного человека. На технических должностях работает очень прагматичный подход. Например, работа колл-центра или магазина “у дома” поддается хорошему количественному измерению. Поэтому там используется прагматичный подход. Но чем выше должность и чем она более редкая, тем больше там неопределенности и тем более индивидуальный там подход».

Причем оказывается, что порой важны не столько цифры, сколько общность ценностей. «Опыт и образование — это скорее фильтр для резюме, способ понять, подходит ли человек по минимальным требованиям или нет. Уже в рамках собеседования начинают работать skills и способность производить впечатление. Также имеет значение, в какой мере кандидат соответствует культуре компании, ее ценностям. В основном именно соответствие ценностям оценивается рекрутером на собеседовании», — заключает Юрий.

Если мы говорим о рынке, то стоит рассмотреть и обратную сторону. Положим, мы примем как факт, что на этом поле мы должны представить себя в красивых цифрах, но и попросить за свои столбики и графики мы тоже должны цифры. А вот с этим у нас уже не так просто. Адекватно оценить себя и потребовать за свою работу и потенциальную прибыль нормальную цену может не каждый. Об этом я решила поговорить с психологом. Ведь измерить себя в рублях или долларах — это отдельный психологический подход, требующий перестройки сознания.

Разрешите себе брать деньги

Психолог Алена Третьякова со мной согласна, проблема такая есть: «Умение продать себя — один из самых необходимых навыков сегодняшнего человека. Причем иногда компенсирующий даже отсутствие каких-либо других реальных способностей.

В интернете легко можно найти псевдоспециалистов, которые, не имея соответствующего образования или опыта работы, с завидным успехом продают самые разные услуги благодаря своей способности продавать себя дорого. Есть у этого рынка и обратная сторона? Специалисты с множеством дипломов и многолетней практикой работы, но не умеющие оценить себя по достоинству, довольствуются порой весьма скромными вознаграждениями за свой труд».

Как же себя взвесить и выставить на себя правильную цену? «Для этого прежде всего придется разобраться с теми установками, которые мешают повышать стоимость за собственный труд, а кому-то и вовсе брать за него деньги, — считает Алена. — Здесь и вполне очевидные, которые родители транслировали вслух: “Больших денег честно не заработать”, “Богатые все жулики”, “Будь как все, не строй из себя самого умного” и так далее. Но могут быть и более глубинные, найти и осознать которые бывает непросто. Например, в семьях раскулаченных может неосознанно вместе с историей про предков передаваться посыл: много денег — это небезопасно. Или в семьях, где семья развалилась после того, как мужчина стал много зарабатывать, дети выносят во взрослую жизнь убеждение, что деньги и крепкая семья несовместимы».

Все же мы настаиваем: человек — это не просто условная цифра, которую он достиг и обрабатывал на предыдущем месте работы. Тем более что нередко эти цифры и проверить невозможно. Это еще годы опыта, образование, время, силы. Все это нужно учитывать, когда мы «набиваем себе цену»: «Важно понимать, что как специалист вы берете деньги прежде всего за свои знания, реализованные в навыках, и свое время. Оценить первое достаточно просто: посчитать свои вложения в получение образования и поддержание его на достойном уровне. Это не только оплата учебы как таковой, но и, например, покупка профессиональной литературы, прохождение стажировок или посещение мероприятий, связанных с вашей специальностью. Конечно же, опыт работы, даже если вы дополнительно не обучались, будет добавлять вам профессионализма в выполнении работы, а значит, и увеличивать ее стоимость.

Сложнее оценить время. Здесь надо учитывать не только стоимость часа работы, но и условные упущенные выгоды. То есть на что еще вы могли потратить это время. Например, когда вы едете на встречу с клиентом, вы отказываетесь от того, чтобы провести время с ребенком, или, соглашаясь на новый проект, вы должны будете отказаться от привычного распорядка дня. И это, безусловно, необходимо учитывать».

Надо сказать, что есть профессии в зоне риска. Перекладывание их деятельности в цифры не приводит ни к чему хорошему. Мы знаем, что когда врачам ставят счетчик на количество принятых пациентов и время, потраченное на каждого больного, качество лечения ухудшается. И количество принятых больных в день ничего не говорит о враче, как и не может повлиять на зарплату. Ведь это неравноценно эффективности лечения.

Но Алена считает, что врачи и другие «помогающие» специалисты должны истребить в себе эти установки и внедрить прагматичный подход: «У представителей так называемых помогающих профессий — педагогов, психологов, врачей — часто возникают проблемы с тем, чтобы оценивать свою помощь соразмерно. Кто-то даже умудряется работать бесплатно, под предлогом помощи друзьям или знакомым. И если на первый взгляд это кажется очень гуманным, то, если посмотреть глубже, это оказывается весьма сомнительным занятием. Часто можно заметить, что, получив такую бесплатную помощь, человек склонен ее обесценивать. В лучшем случае эта помощь будет воспринята как должное, а в большинстве случаев такой “клиент” окажется недоволен. Благодарность в подобных ситуациях встречается гораздо реже. Если же человек за услугу заплатил, то она приобретает для него вполне реальную ценность, и он гораздо больше склонен увидеть и оценить работу специалиста».

Проще говоря, если вас расстраивает отношение к себе как к гаджету, который может заработать для компании деньги, просто начните в свою очередь выставлять правильный счет за это.

Алена напомнила подходящий к случаю анекдот: «Сломался дорогой ретроавтомобиль. Починить пытались самые опытные автомеханики, но никто не смог. Посоветовали владельцам обратиться к старому механику. Привезли его посмотреть машину. Ходил он вокруг нее почти час, осматривал все детали, потом взял кувалду и ударил. Машина завелась. Спрашивают у него:

— Сколько мы вам должны?
— Тысячу долларов, — отвечает старик.
— Как?! Всего за один удар?
— Нет. За удар 2 доллара, остальные 998 за то, что знал, куда ударить».

Подписаться: