«Я не рад отмене техосмотра» — вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин
Вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин защищает права автовладельцев с 2016 года. С кем еще обсуждать коррупцию в ГАИ, жадность страховых компаний и отмену техосмотра?
Чем были недовольны люди семь лет назад и что они хотят изменить сегодня?
Семь лет назад горячей темой был новый технический регламент «О безопасности колесных транспортных средств» — важнейший документ в автопроме. Тогда он буквально свалился на головы автовладельцев. Начались масштабные рейды по отлову машин, у которых, по мнению полицейских, внесены изменения в конструкцию. Мы поняли, что ГАИ субъективно трактует регламент, и стали добиваться, чтобы законодательство исполнялось безупречно. Так появился Национальный автомобильный союз, который до сих пор занимается правозащитной деятельностью.
Много людей пострадало от рейдов?
Огромное количество, поскольку самое популярное «изменение конструкции» в России — это установка газобаллонного оборудования. В стране переоборудовано на пропан и метан около 3 млн автомобилей.
У вас нет впечатления, что сейчас бороться уже не с чем? Ведь практически все претензии к ГАИ сняты. Взятки на каждом перекрестке сотрудники не клянчат, техосмотр отменили, очередей на регистрацию нет. Похоже, автолюбители победили?
Не могу сказать, что рад отмене техосмотра. Перед реформой первый замминистра внутренних дел Александр Горовой говорил, что у нас больше 1200 человек в год погибают от ДТП, вызванных плохим техническим состоянием автомобилей. Такие случаи не стали редкостью, просто при ДТП не проводятся экспертизы. Вот совсем недавно на М11 человек устроил массовое ДТП на «лысой» летней резине. Он считал для себя нормальным не следить за состоянием колес. Возникает вопрос: что еще подобные персонажи считают нормой? Изношенные тормоза? Система техосмотра во всем мире снимает огромный пласт проблем, связанных с безопасностью и экологией. Кстати, об экологии. Знаете, насколько у нас популярна история под названием «кешбэк за покупку», когда после приобретения новой машины срезаешь с нее катализаторы и продаешь на «Авито»! Люди массово так делают, хотя это абсолютно неприемлемо. Я не хочу этим дышать.
Техосмотр разве не выродился в сбор денег? Люди объективно считали его бессмысленной надстройкой.
Он и был бессмысленной надстройкой, системой сбора денег за бумагу. Государство попыталось построить нормальную систему — и не получилось. Техосмотр погубило плохое межведомственное взаимодействие. Одни органы хотели так, другие сяк… в итоге ничего путного не получилось. Минтранс принял жесточайшие требования к пунктам осмотра и оборудованию, потребовал соблюдения такого множества параметров, что никакой тариф не позволял процедуру окупить.
Знаете, насколько у нас популярна история под названием «кешбэк за покупку», когда с новой машины срезаешь катализаторы и продаешь на «Авито»!
Понятно, что пунктов в достаточном количестве не появилось. Нет пунктов — нет техосмотра. Надо было убирать все избыточные требования к пунктам, оставить самое необходимое в процедуре, например диагностику тормозов, светотехники и экологических параметров. Тогда бы сработало.
Ок, реформа провалилась. Будем надеяться, к ней еще вернутся. А что насчет взяток?
Проблема с коррупцией из ГАИ никуда не исчезла. Она сменила характер. Если раньше это было африканское попрошайничество «дядя, дай 500 рублей и поедешь дальше», то теперь все гораздо серьезнее. Никто по мелочам уже не берет. Суммы, которые следователи изъяли в ходе мероприятий в Санкт-Петербурге, Ростове и Краснодаре, ужасают — это миллиарды. Так будет продолжаться, пока есть бреши в законодательстве и отсутствует прозрачность. Мы последовательно с этим боремся.
В 1990-х годах начальник ГИБДД на вопрос «Когда перестанут брать?» ответил: «Когда перестанут давать!» Я помню негодование, которое вызвал этот ответ. Сам возмущался. Но сейчас я согласен, потому что не вижу людей, готовых жить по закону. Разве их не меньшинство?
Людей, которые хотят уйти от ответственности, всегда и в любой стране много. Однако в Белоруссии, когда ты протягиваешь инспектору деньги, он смотрит на тебя как на сумасшедшего, и если ты будешь упорствовать, тебя ждут небывалые приключения с местной пенитенциарной системой. У наших соседей система построена иначе — там нет вертикали сбора денег снизу вверх. В Санкт-Петербурге по делам, связанным с регистрацией, несколько генералов арестовали.
Тем не менее люди сами поддерживают эту систему. Сами заносят, а потом возмущаются, что вокруг коррупция. У нас единственная страна в мире, где люди одновременно спонсируют мздоимство и недовольны им.
В любой стране человек, пойманный пьяным за рулем, хочет откупиться. Вопрос в том, возьмут ли у него деньги. Или же оба участника «сделки» окажутся в наручниках.
На всех наручники не наденешь. Каждый год громкие процессы, а коррупция продолжается.
Выход все же есть. Думаю, прежде всего он в использовании современных технологий. Например, видео с камер сотрудников должно идти на сервер центрального аппарата, где должны сидеть люди, у которых KPI по «вылавливанию».
Разве такой системы сейчас нет?
Конечно, нет. Сегодня видео сохраняются на флешку сотрудника, откуда потом просто исчезают. Это если регистратор вообще есть и работает. Существующие системы контроля, включая те, что используются при сдаче экзаменов на получение водительских удостоверений, легко обходятся. Мы регулярно указываем на эти проблемы. Львиная доля проблем с коррупцией решилась бы, если бы сотрудники оказались под постоянным всевидящим оком.
Перейдем к еще одному давнему врагу автовладельцев — страховым компаниям. Можно ли эту гидру победить? Что предпринимает Национальный автомобильный союз, чтобы выплаты наконец были увеличены до адекватных размеров?
Весь стыд ситуации в том, что ОСАГО в России в три с лишним раза дороже, чем в той же Белоруссии, а выплаты при этом в два с лишним раза меньше. У них только на похороны дают 4 тыс. евро, то есть 400 тыс. рублей, а у нас в целом на все 400 тыс. Мы направили в Центральный банк обращение и потребовали ответа на вопросы: когда страховая система в Союзном государстве станет единой, на основании чего будут посчитаны тарифы? Ждем ответов, но будут ли они содержательными? Центробанк и страховое лобби — это шерочка с машерочкой. Страховые дружно собирают деньги с автомобилистов, регулятор ничего не видит. Кроме прибыли их ничего не интересует.
Все идет к тому, что система ОСАГО рухнет, сложится как карточный домик. На ее обломках можно будет построить что-то новое, правильное.
Мы пытались привлечь прокуратуру, потому что нам совершенно непонятно, куда исчезают деньги внутри системы ОСАГО. По закону компании должны выплачивать 77% от собираемых средств. Из оставшихся 20% они получают за ведение страховой деятельности и 3% идет в различные фонды. На деле они выплачивают чуть больше 20%. Куда исчезают миллиарды? В последний раз, когда обсуждался этот вопрос в Общественной палате, представители страховых компаний начали демонстративно уходить из зала. К сожалению, прокуратура нам не дала нормального ответа. Мы даже попросили одного из федеральных политиков отправить запрос от себя. Ему тоже не ответили!
Автомобилист в России попадает в ножницы между неоправданно высоким тарифом и мизерными выплатами. Когда после ДТП тебе насчитывают три копейки, ты думаешь: какой смысл в этой страховке?
В отдельных федеральных округах это уже стало катастрофой — на Северном Кавказе, Дальнем Востоке. В Дагестане я опрашивал местных таксистов. Они подтверждают: народ в основном без страховки ездит. Все идет к тому, что система ОСАГО рухнет, сложится как карточный домик. На ее обломках можно будет построить что-то новое, правильное.
НАС выступает против политики Минпромторга. С чем вы не согласны? Если посмотреть на результаты последних 15 лет, то министерство создало стройную систему локализации. Регионы, где собирались иностранные автомобили, стали донорами. В Калининградской области 40% бюджета давал «Автотор».
События 2022 года показали, что эта политика провалилась. Нужно было не развивать сварку и окраску кузовов на чужих заводах на чужом импортном оборудовании по зарубежным технологиям, а заставлять иностранцев вкладываться в технологические разработки на территории РФ. Это было возможно в то время, когда наш рынок составлял 3 млн машин в год.
Даже рынок в 3 млн автомобилей не мог бы окупить производство у нас новых двигателей и коробок передач. Все, что реально мог выжать из иностранных брендов Минпромторг, он выжал. Разве нет?
Китайский автопром начинался с производства компонентов. Теперь они массово производят и экспортируют детали. Мы тоже могли бы поставлять даже коробки и двигатели на экспорт и тем самым увеличили бы потенциальный рынок сбыта.
Мы должны наладить производство оригинальных автомобилей, которые не будут зависеть ни от Востока, ни от Запада, ни от пингвинов в Антарктиде.
Правда, в Китае, скажем так, патриотичный бизнес, изначально положительно воспринявший задачу «партии и правительства» взять на себя проекты национального масштаба.
Наш бизнес никогда не верил ни в российский автомобиль, ни в наши компоненты и, конечно, не собирался их развивать из «патриотических» соображений. У меня такое впечатление, что никто в это не верит до сих пор. Слезли с западных технологий, теперь подсели на восточные…
Мы ждем от Минпромторга стимулирования собственных разработок. Необходимо также снять ограничения на копирование чужих компонентов. Смягчить политику по защите интеллектуальной собственности, например разрешить принудительное лицензирование софта для разработки автомобилей, дилерского софта и так далее. Это уже поможет.
Как вы видите идеальную картину, когда все проблемы российского автолюбителя будут решены?
Государство наладит массовое производство оригинальных автомобилей, желательно с унифицированными запчастями, которые бы подходили к другим моделям, продаваемым на мировом рынке. Это должна быть продукция, которая не будет никоим образом зависеть ни от Востока, ни от Запада, ни от пингвинов в Антарктиде. Затем мы ждем развития инфраструктуры с большим количеством парковок, прежде всего в жилых массивах. Нет парковки — нет машины. Нет машины — нет целых отраслей экономики, нет автотуризма, нет мобильности людей. Прекрасно, если удастся обеспечить умное администрирование дорожного движения без каких-либо произвольно трактуемых инспектором терминов вроде «опасного вождения». Ну и, конечно, ГАИ избавится от родовых коррупционных травм и начнет наконец нормально общаться с общественностью.
Фото: Дима Жаров