Анна Вышинская

Злодей-идальго с пасхалками: «Дон Кихот» в Театре Наций разбушевался

3 мин. на чтение

«Дон Кихот», первая работа Антона Федорова на сцене Театра Наций, где идальго предстал тираном, а не привычным наивным мечтателем, стал одной из самых обсуждаемых премьер месяца. Режиссер перенес действие романа Сервантеса в наши дни и изрядно сдобрил текст гэгами и шутками ниже пояса.

Вместо испанских ландшафтов — прачечная самообслуживания и сквот для сомнительных личностей, оказавшихся на обочине жизни. Крутятся барабаны стиральных машин, гоняют воздух лопасти вентиляторов, из бумбокса звучит трек Марии Заморы «El Baion», под который расслабленно пританцовывают собравшиеся маргиналы. У стены напротив трясутся от страха заложники с заклеенными ртами, следя за щуплым мужичком с разбитым и перебинтованным носом. Он скачет по сцене, звонко прищелкивая каблуками, как делают расшалившиеся мальчишки, представляющие себя всадниками, и грозит всем пистолетом и самурайским мечом (Тимофей Трибунцев).

Через прозрачные окна в пол видна улица: граффити «Дон Кихот лох» на стене одного из домов, проезжающие машины, прогуливающиеся парочки, решающие дела на тарабарском испанском гангстеры-латиносы. Никому нет дела до того, что происходит внутри прачечной. Никто не помешает слетевшему с катушек идальго взять еще одного пленника, привлечь на свою сторону разносчика пиццы Санчо (Семен Штейнберг), учинить полный беспредел, пустить кровь неугодным, покромсать на куски китайского дракона из папье-маше, короче, заварить такую кашу, на которую специально приедут смотреть Герцог и Герцогиня — на лимузине с включенной на полную громкость «Пальма де Майорка» Шуфутинского. Они подыграют безумцу, а втянувшись, заставят Санчо бичевать себя в обмен на мифическое губернаторство. И зрителям остается только решить, кто из этих героев страшнее и неприятнее: абьюзер Дон Кихот, ради идеального мира готовый страдать и сделать несчастными всех вокруг, или новые хозяева жизни, играющие простыми людьми от скуки и пресыщенности.

Плюсы:

— точно нужно смотреть, если вы фанат одного из самых ярких и успешных наших молодых режиссеров Антона Федорова. В Театре Наций вы увидите знакомую команду, которая переходит с ним из одной постановки в другую: актеров Семена Штейнберга, Наталью Рычкову, Сергея Шайдакова, Андрея Максимова, художника-мультипликатора Надю Гольдман и видеоинженера Алана Мандельштама. Вам будут знакомы приемы и понятны шутки. Если же это первый спектакль Федорова, на который вы идете, готовьтесь пережить всю гамму, от восторга до неприятия. Этот «Дон Кихот» заставляет думать о себе и после спектакля — готовьтесь расшифровывать пасхалки и разбирать увиденное слой за слоем;

— великолепный дуэт Тимофея Трибунцева и Семена Штейнберга. В исполнении первого мы уже не раз видели нелепого мужчину на грани нервного срыва, так что роль идальго села на него как влитая. Санчо Семена Штейнберга с накладными телесами шепелявит, коверкает слова, демонстрирует необразованность, короче, веселит зрителей до упада. Так, Дульсинея у него — Тамбовская, Габриэль, Гарсиа и Маркес — три абсолютно разных парня, а таинственное РПО — всего лишь аббревиатура от Рыцаря печального образа. Интересно наблюдать, как недотепа Санчо становится оружием Кихота, готовый с милой улыбкой избить до полусмерти каждого несогласного с его господином — тут уже на ум приходят «Забавные игры» или «Дом, который построил Джек». Очевидно, что оруженосцу нужен не пост губернатора, а страх, который он внушает людям;

— эффектное оформление, свойственное всем постановкам Федорова — видеопроекции и анимация молниеносно меняют место действия и смешивают жанры;

— остроумные решения: например, Росинант — это мопед, на котором Санчо весь антракт нарезает круги по сцене; осел — велосипед, лучший друг доставщика «Пиццы Санчо — у вас нет шанса»; потолочные вентиляторы — те самые мельницы-великаны, которые вскоре падут от меча идальго на пол, разбрасывая вокруг электрические искры, и красный светящийся дракон, которого под «Block Rockin’ Beats» группы The Chemical Brothers выносит на руках празднующая китайский Новый год толпа.

Минусы:

— даже адепты Федорова признают, что это не самый цельный его спектакль. Второй акт буксует и распадается на части во многом благодаря неоправданно затянутой истории любви Карденьо (Андрей Максимов) и Доротеи (Наталья Рычкова). Дон Кихот отодвинут в сторону и забыт, пока татуированный гигант в микро-шортах и нищебродка с котом под мышкой не закончат начитывать речитативом историю своих отношений. Даже великолепная анимация Нади Гольдман, дублирующая каждое слово пары, не спасает — этот мексиканский сериал кажется бесконечным. После этой сцены практически невозможно вернуться к ритму, заданному в первом действии, теряется нить повествования, сложно снова переключиться на выходки Дон Кихота и Санчо;

— спектакль идет три с половиной часа, до конца выдерживают не все. Кто-то не может смириться с вольной трактовкой классики, а кому-то тяжело столько времени следить за странными грязными людьми со спутанными волосами, выбитыми зубами и забрызганными кровью лицами.

Фото: Ира Полярная/пресс-служба Театра Наций

Подписаться: