T

60

РИТМ ВЫСОКОГО СЕЗОНА

Как ресторанный бизнес готовится к пиковым нагрузкам


Высокий сезон для ресторанов — время больших возможностей, но и серьезных испытаний. Он может принести бизнесу дополнительный доход, но только в том случае, если все готовы к вызовам. Ведь любая ошибка — от нехватки продуктов до сбоя в логистике — может обернуться негативными отзывами и упущенной прибылью. Мы поговорили с шеф-поваром ресторана Saviv, бренд-шефом кейтеринга Nice.Group и экспертами торговой сети METRO и выяснили, как все устроено и в чем особенность пиковых нагрузок. А заодно узнали, как ИИ помогает придумывать названия блюд, как за ночь найти 3000 протеиновых батончиков и что делать ресторану, когда срочно нужно 200 килограммов спелых ананасов.


Что «‎высокий сезон»‎ означает для ресторанов и поставщиков?

Илья Черкашин

Илья Черкашин

Шеф-повар ресторана Saviv (Москва)

Шеф-повар ресторана Saviv (Москва)

‎В первую очередь существенно возрастает нагрузка на кухню. Примерно за месяц мы нанимаем дополнительный персонал, а штат увеличивается на 10-15%. Особенно это касается сезона веранд и праздников. При этом я не могу сказать, что выручка ресторана существенно возрастает, просто нагрузка становится более плавной, а заполняемость посетителями более равномерной. И, конечно, под высокий сезон мы разрабатываем специальное меню: как правило, это три-пять новых позиций‎.

Роман Войнов

Бренд-шеф кейтеринга Nice.Group

Для кейтеринговых компаний высокий сезон — это май — сентябрь, а также декабрь, когда компании устраивают корпоративы. Любой шеф-повар, который работает с локальными продуктами, старается их сохранить: делает консервы, пресервы, соленья и компоты. Мы, например, в сезон дешевых и качественных продуктов (обычно с июля по сентябрь) делаем соленья и консервацию. А в межсезонье обновляем инвентарь и оборудование, занимаемся поиском поставщиков и проработкой блюд. Также увеличивается штат: в обычное время у меня работают 10-15 человек, но, когда идет повышенный спрос, количество сотрудников может увеличиваться в разы. Глобальная подготовка начинается за два-три месяца до начала сезона. Главное — не прозевать момент!‎ ‎

Даниил Порхун

Территориальный специалист в гостиничном и ресторанном бизнесе в компании METRO

Задача поставщиков — понимать, какие изменения будут у ресторанов в высокий сезон. Поэтому в нашей работе так важна коммуникация: нужно уметь задавать правильные вопросы. Также мы готовим эксклюзивные предложения ресторанам и стараемся предугадать, что им нужно. У нас есть комплексные рассылки. Я знаю кейсы, когда после них клиенты, которые никогда у нас ничего не покупали, видя каталог, обращали внимание, например, на комплексное предложение по бару и приобретали все — от мешалки до напитков‎.

Зачем нужны сезонные предложения?

Илья Черкашин

Илья Черкашин

Шеф-повар ресторана Saviv (Москва)

Шеф-повар ресторана Saviv (Москва)

Мы стараемся выстроить сезонное меню на позициях, продукты для которых в данный период стоят недорого и при этом очень качественные. Летом это арбузы, огурцы, томаты, цукини, салаты, ягоды. Например, пошла дешевая сочная клубника — мы внедряем ее в десерт, салат, закуски. Осенью — сезон тыквы, и в нашем спецменю закономерно появились блюда с ней. Бывает, что из сезонного меню блюда, на которые мы получили много положительных отзывов, переходят в основные, но это случается редко. Обычно сезонные предложения — это эксперимент и для шефа, и для гостей.


Однажды у нас была забавная история: мы разрабатывали десерт для сезонного меню с клубникой. Хотелось такого детского вкуса ягоды со сметаной, но все-таки у нас ближневосточный ресторан, поэтому сметану мы поменяли на лабан — это такой кисломолочный продукт, добавили немного шафрана и фисташек. И никак не могли придумать блюду название. Впервые обратились к чату GPT: искусственный интеллект предложил нам около 15 названий десерта, одно из которых мы в итоге и выбрали — клубника де лабнэ‎.


Закупка продуктов — это математика? Какие формулы используют шефы?

Илья Черкашин

Шеф-повар ресторана Saviv (Москва)

Определенной формулы нет. Это больше про опыт и профессионализм: ты примерно понимаешь, какой будет поток гостей, учитывая показатели прошлого года. Мы не закупаем продукты впрок, а заказываем каждый день, так что остатки всегда минимальные. Один из наших поставщиков — METRO, привозит все необходимое семь дней в неделю, так что нет потребности хранить что-то долго. Заказываем на два, максимум три дня.

Роман Войнов

Бренд-шеф кейтеринга Nice.Group

В кейтеринге все куда проще, чем у ресторанов. У нас есть меню, есть технологические карты и есть информация о количестве гостей. Достаточно сопоставить все эти данные — и мы получаем точное количество продуктов.

Анастасия Маликова

Управляющая по работе с клиентами в компании METRO

У нас есть система, по которой мы можем рассчитать объем закупок. Во-первых, опыт прошлых лет работы с заказчиком. Во-вторых, коммуникация с клиентами: мы спрашиваем, какие товары и в каком объеме они планируют закупать. Плюс сами всем отделом обсуждаем, что будет наиболее востребовано в этом сезоне. В-третьих, регулярно проверяем, на каком этапе находимся — делаем еженедельные срезы для того, чтобы не остаться с большим объемом продуктов на стоке после завершения сезона. Конечно, в основном закупки поставлены на поток, но мы всегда стараемся учесть форс-мажорные ситуации и готовы оперативно внести корректировки‎.

Если продукт закончился, гостю скажут: «‎Сейчас этой позиции нет в меню»‎?

Илья Черкашин

Роман Войнов

Шеф-повар ресторана Saviv (Москва)

Бренд-шеф кейтеринга Nice.Group

Лет семь-восемь назад, если резко заканчивался какой-то продукт, официанты предлагали другое блюдо как альтернативу. Были места, которые могли позволить себе закупщика, который бежал и покупал необходимое, или это делал сам повар или кто-то из сотрудников. Сегодня есть сервисы доставки, которые за час-полтора привезут практически все. Но, чтобы не доводить до такого, нужен человек, который отслеживает остатки, делает заявки поставщикам и контролирует расход продуктов поварами. И имя ему — су-шеф.

В кейтеринге зачастую продуктов в разы больше, чем в ресторане, и есть склад, где на помощь шеф-повару и су-шефу приходит кладовщик. Также нас очень выручают поставщики. Я работаю в Олимпийском комплексе «Лужники», и мы занимаемся обеспечением питания 95% проводимых мероприятий как на территории, так и непосредственно на большой спортивной арене. Часто территорию на въезд и выезд перекрывают, и это, безусловно, усложняет доставку продуктов. Самый запоминающийся случай был, когда заказ состоял из 600 килограммов определенного печенья и 3000 конкретных протеиновых батончиков, и ни у кого из поставщиков их не было. Наш кладовщик вместе с менеджером METRO сутки ездили по всей Москве в поисках нужных позиций и справились! После этого отношения с METRO только укрепились‎.


Илья Черкашин

Шеф-повар ресторана Saviv (Москва)

С одной стороны, можно сказать: «‎Это было ограниченное предложение, сегодня все съели, приходите к нам завтра»‎. Но лучше, конечно, таких ситуаций избегать. У нас есть комьюнити шефов, есть друзья — соседи по ресторанам, которые могут выручить тем или иным продуктом. Обратиться к шефу ресторана, который находится в километре от тебя, — нормальная практика, такое не раз бывало, мы всегда друг другу помогаем. Еще один вариант — дойти до ближайшего магазина, отправить сотрудника на рынок или заказать необходимое‎.

Бывали ситуации, близкие к провалу? 

Роман Войнов

Бренд-шеф кейтеринга Nice.Group

‎В мае мы проводили большой фестиваль. Несколько тысяч гостей, десятки крупных известных компаний, тонны продуктов и сотни разных наименований. И резко закончились ананасы. Казалось бы, ананасы легко купить в магазине, когда нужно две-три штуки. А если речь идет о 150-200 килограммов спелых, качественных ананасов, ситуация становится похожей на форс-мажор. К счастью, мы заранее нашли поставщика — METRO, который нас сильно выручил и оперативно доставил необходимое количество тропического фрукта, которым все были очень довольны‎.

Илья Черкашин

Шеф-повар ресторана Saviv (Москва)

Сейчас в большом дефиците тесто катаифи. Это связано с поломкой оборудования на заводе, который его производит — оказалось, он у нас единственный. Конечно, достать можно что угодно, но это вопрос цены: если обычно оно стоит около 150 рублей в розницу, то сейчас — примерно 1500 рублей за пачку. Для ресторана это просто нерационально, поэтому мы временно поставили позиции с тестом катаифи на стоп. Но все решилось очень быстро благодаря METRO — мы забронировали сразу огромную партию по оптовой цене, уже завтра поставка приедет к нам, и все позиции вернутся в меню. Вот почему так важно быть в контакте с менеджерами компании-поставщика и иметь возможность договориться‎.

Как METRO взаимодействует с представителями ресторанов?

Анастасия Маликова

Управляющая по работе с клиентами в компании METRO

Даниил Порхун

Территориальный специалист в гостиничном и ресторанном бизнесе в компании METRO

‎Мы действительно регулярно приезжаем к своим клиентам, чтобы чувствовать их бизнес. Для HoReCa мы не просто торговые представители, мы партнеры. Мы встречаемся, проводим переговоры, устанавливаем личные контакты. Фактически мы постоянно в диалоге и помогаем ответить на вопрос, как улучшить бизнес. Рассказываем о том, что у нас происходит, какие новинки появляются, иногда привозим разные продукты, чтобы можно было вместе отработать позиции в меню‎.

У меня есть одна история. Однажды я стал изучать заказы одного ресторана и увидел, что они брали только молоко и мороженое. Я был в полной уверенности, что это заведение, которое продает исключительно молочные коктейли. Но когда доехал до ресторана, увидел, что он огромный, а снаружи стоят машины по 12-15 миллионов. Тогда я убедился, что нам важно понимать бизнес заказчиков: ходить к ним, смотреть, что у него происходит, видеть посетителей. В общем, мы начали общаться с руководством, я проработал для них специальное предложение, и после закупки и реализации наших товаров у них начался рост и обороты кратно увеличились. Сейчас этот ресторан — наш постоянный клиент.

Илья Черкашин

Роман Войнов

Шеф-повар ресторана Saviv (Москва)

Бренд-шеф кейтеринга Nice.Group

У нас с METRO сложились дружеские отношения, и, когда необходимо, ребята нас выручают. К примеру, буквально на прошлой неделе у нас остро встал вопрос о семге. Мы созвонились с ребятами, они быстро сориентировались, обзвонили другие ТЦ, и уже через четыре часа рыба была у нас. Такое возможно только в случае тесного общения и доверительного сотрудничества‎.

Клиент — предсказуем? Чего мы особенно ждем в новогодний сезон?

Даниил Порхун

Территориальный специалист в гостиничном и ресторанном бизнесе в компании METRO

Анастасия Маликова

Главная новогодняя ассоциация в России — это мандарины. А еще водка и шампанское — объемы продаж увеличиваются в разы. В остальном продуктовая корзина клиентов направления HoReCa сильно не меняется, меняются только объемы закупок‎. 

Управляющая по работе с клиентами в компании METRO

‎Наша задача — в том числе предугадывать запросы клиентов. Бесспорно, если впереди Новый год, кратно возрастает спрос на утку, гуся, язык. Обязательно будет в меню молочный поросенок, красная икра, рыба, то есть все те традиционные блюда, которые люди привыкли видеть на новогоднем столе. Большим спросом пользуется очищенная готовая селедка, как METRO Chef. Она в ведерке, это очень удобно для салата.

Следующий большой объем спроса мы всегда ожидаем к 8 Марта. Особенно популярны становятся кондитерские изделия, и пекарня закономерно увеличивает свои обороты. Также наблюдается спрос на молоко, сливки. А летом в топе прохладительные напитки: заказывают ликеры и лед в пакетах‎.


60

Торговая сеть METRO в этом году празднует сразу две даты — 60-летие с момента основания и 23 года на российском рынке. Все это время компания работает для бизнеса, в том числе гостинично-ресторанного.


Вот лишь некоторые цифры, которыми международная сеть METRO может похвастаться. В мире открыто более 750 торговых центров сети, количество сотрудников превышает 100 тысяч человек, а объем продаж исчисляется десятками миллиардов евро. В России клиентами METRO являются более 113 тысяч ресторанов, 126 тысяч магазинов у дома, 146 тысяч офисов. А продукты здесь покупают более 6 миллионов клиентов!

Сегодня METRO — это сеть № 1 для закупок к празднику и партнер № 1 для ресторанного бизнеса. Заказывать продукты можно и онлайн, и в торговых центрах с оптовой выгодой.

Реклама

ООО «МЕТРО Кэш энд Керри».
ИНН: 7704218694. erid: LjN8JwMxH


{"width":1290,"column_width":89,"columns_n":12,"gutter":20,"margin":0,"line":20}
default
true
960
1290
false
true
false
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: CoFo Robert Beta Fix; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 24px;}"}