Татьяна Арефьева

Бренды апокалипсиса: как проходит московский шопинг после санкций

3 мин. на чтение

Прошли времена, когда я могла бездумно отправиться в H&M или Uniqlo, точно зная: сегодня будут куплены две пары трусов, легинсы и, если повезет, майка с хорошим принтом. Весной 2023 года шопинг состоит из утомительного поиска и разочарований. Вечером субботы, в самые горячие часы шопинга, отправляюсь в свой любимый торговый центр «Авиапарк».

Он хорош тем, что большой и в нем есть все, что мне нужно. Девять переименованных магазинов дешевой одежды, названия которых я, наверное, никогда не запомню. Поэтому запасаюсь шпаргалкой:

— Zara — Maag;

— Bershka — Ecru;

— Pull & Bear — Dub;

— Stradivarius — Vilet;

— Sinsay — «Син»;

— House — XC;

— Cropp — Cr;

— Reserved — Re;

— Mohito — M.

Как найти новые магазины в сети

Если бы я была злой ведьмой, то наложила бы проклятие на тех, кто участвовал в процессе переименования. Очевидно, у этих людей было примерно три минуты на все девять брендов, и первые две ушли на выдумывание Maag. На его сайте мы встречаем страшноватый мегаверс: 3D-люди неловко демонстрируют одежду, не похожую на ту, что продается в офлайн-магазине. На сайтах Ecru, Dub, Vilet выложены рекламные кампании, опять же не дающие представления о том, что висит в торговом центре.

Как в них что-нибудь купить

В реале все четыре магазина слабо различимы. Набор одежды робкий. Такое ощущение, что байер торопливо заказал на фабрике верняки: штаны-карго, толстовки с начесом, кроп-топы, лонгсливы и майки нескольких популярных цветов, от которых все давно устали.

Теоретически опытный модник может собрать себе недорогой усредненный комплект в спорт-стиле и не будет выглядеть глупо. Но обычный покупатель бродит растерянно. В субботу вечером, в самые горячие часы, в этих магазинах было не больше десяти покупателей.

Цены не сказать, чтобы резко повысились. Качество, кажется, существенно просело. Но появились размеры XL, которыми ни Bershka, ни Stradivarius нас не баловали. То ли в Vilet, то ли в Ecru (извините, пока их не различаю) нашла шаровары мечты того самого размера, мягчайшие, как бы варенки, с клепками по шву. Скроены на троечку, но выглядят мило и ностальгически. Беру! Но по дороге на кассу обнаруживаю дырку на месте одной из клепок. Прошу замену, тщательно ее проверяю, брак на том же месте. Еще одна попытка с тем же результатом охлаждает мой пыл. Здесь мы пока ничего брать не будем. Подождем стабилизации качества.

Поиски альтернативы

Перехожу к следующей группе переименованных магазинов, которые открылись несколькими месяцами раньше. Слава богу, и первая, и вторая группа расположены в ТЦ кучно: нашел один, считай, нашел все.

Последние пять лет Reserved (ныне Re) был для меня надежным источником верхней одежды, всегда актуальной, качества достаточного для двух сезонов носки. Сейчас здесь печально, но по-прежнему хорошо в Cropp (ныне Cr). Со времен больших перемен я успела купить здесь несколько практичных стритовых вещей. Вот и сейчас покупаю большую мужскую майку из тех, что любят качки. Она послужит мне летним жилетом. Хлопок достаточно плотный, пойдет.

Кстати, с сайтом Re тоже происходит странное: он до сих пор называется по-старому, одежда там представлена как в обычном интернет-магазине, но без цен и возможности положить вещь в корзину. Cropp пребывает в интернете примерно с той же интенсивностью: умирающий сайт под прежним названием и страница в VK с тремя постами. Видимо, онлайн-маркетинг не самая сильная часть нового владельца магазинов FES Retail.

Шаблонные названия, безликие коллекции

Утомленная ритейлом, бреду к выходу из «Авиапарка». Прохожу десятки магазинов, предлагающих наборы коллекций прошлых сезонов, скупленных в панике по складам. Вот магазин джинсов, ну просто разных импортных джинсов. Знаете, как в 1990-е. А вот магазин кроссовок: узнаю свои, купленные до ковида, и еще одни, купленные в ковид на финальной распродаже. Коллекция весна-2023, которую мы заслужили.

Много ничего не говорящих названий из двух-трех слов. Логотипы сделаны из стандартных шрифтов. Внутри магазинов очевидно отечественный пошив, стоящие колом вещи из ярких тканей — синей и розовой. Принципиальных различий у этих магазинов нет. Они слеплены наскоро, просто, чтобы были. Я не могу заставить себя зайти ни в один из них.

Зато захожу в Zarina, которой раньше брезговала из-за «поддельного» названия, как бы отсылавшего к Zara. И, представьте себе, покупаю сразу две майки, себе и подруге. Абсолютно мягкие, хлопковые, без адских рисунков. И вижу, что вокруг меня одежда, которую можно бы померить в следующий раз. Все с ней нормально, она этого сезона и над ней работал дизайнер, а не байер без глаз. Воистину все познается в сравнении.

Мир легкой промышленности придется исследовать заново. Присматриваться к старым русским маркам, которые все эти годы тихо работали в тени больших импортных братьев. Их час пробил.

Кстати, в Zarina я стояла в очереди и к консультанту, который искал (и нашел!) мне размер, и на кассу. Русского человека не обманешь. Он уже сориентировался и перетек туда, где спряталось качество. Толпится там себе, мерит, покупает.

Подписаться: