Татьяна Попова

Как московский модный бизнес пережил пандемию и что его ждет дальше

5 мин. на чтение

С первого дня лета офлайн-торговля стала постепенно возвращаться к жизни. Как магазины одежды и дизайнеры пережили два с лишним месяца карантина и какие планы у них после его завершения?

Консалтинговая компания Bain&Co составила чек-лист работы в кризис для ритейлеров, два пункта которого — защитить сотрудников и клиентов и перевести работу магазинов и службы выполнения онлайн-заказов в кризисный режим — оказались ключевыми в стратегии выживания в карантин.

Казалось бы, сегодня купить онлайн можно все и у всех, но универмаг «Цветной» не успел запустить онлайн-магазин, из-за чего вещи томились на рейлах в ожидании снятия ограничений. А вот у обласканного модниками бренда WOS (ранее Walk Of Shame) онлайн-магазин запустился в декабре 2019 года и очень кстати. «Первыми просели оптовые закупки из Европы и Азии: байеры перестали выезжать еще в начале года. В то же время по России закупки, наоборот, выросли: режим самоизоляции ввели не во всех регионах. Конечно, очень помог интернет-магазин: продажи в нем продолжают расти», — рассказывают в WOS.

«Все случилось очень неожиданно, — рассказывает Леся Русакович, дизайнер бренда Otocyon и одна из основательниц магазина «Общее/Частное». — У меня был день рождения, вечеринка. Подходят девочки из команды и спрашивают: «Лесь, как мы завтра работаем?» А я ничего не понимаю». Команда Леси Русакович быстро перешла в онлайн-режим, а помещения магазинов использовали как склад самовывоза и место для съемок: «Аренда никуда не делась, тебе нужно заработать на зарплаты. Продажи в «Общем/Частном» упали на 70%, потому что это проект с акцентом на офлайн: магазин на «Хлебозаводе», и там не бывает пусто. Otocyon же с интернет-продажами повезло: мы появились в «Инстаграме», и для нашей аудитории не было проблемы написать в директ и сделать заказ».

Магазин Cocos Moscow тоже находится на «Хлебозаводе», чья посещаемость на карантине упала на 80%. «Продажи офлайн занимают большую часть выручки, и они были нулевые. Пытались увеличить выручку онлайн, но конкуренция там сильно выросла, и было непросто», — говорит одна из основательниц бренда Маша Титова.

На онлайн-ритейл рухнула невиданная до карантина нагрузка: он оказался единственным каналом продаж. Крупнейшие игроки онлайн-ритейла Lamoda радуются приросту новых клиентов. Компания считает, что карантин изменит потребительское поведение и наконец приучит больше людей покупать в интернете. «В марте количество новых пользователей в Москве выросло в два раза по сравнению с февралем. Тенденция продолжилась и в апреле. Онлайн-покупки становятся частью привычного поведения пользователей, и мы ожидаем, что после отмены самоизоляции очень многие сохранят привычку покупать онлайн», — говорит управляющий коммерческий директор Lamoda Александра Артюшкина. Кроме того, в Lamoda одними из первых подсуетились сделать бесконтактную доставку, при этом сохранив примерку перед покупкой.

Возможность примерки оказалась эффективным предложением для тех, кто пока боится покупать вещи на глаз, а бесплатная доставка для многих до сих пор решающий фактор заказа. Магазин Second Friend Store, называющий себя «миксом комиссионного магазина и персонального стилиста», ввел услугу бесплатного курьера: с ним можно было как сдать вещи, так и купить с примеркой. Это помогло магазину наладить процесс приема вещей, обеспечивающий оборот. «В начале карантина ощущался значительный спад и заявок на сдачу вещей, и заказов на покупку. У людей был шок, и понадобилось время, чтобы адаптироваться к ситуации. В конце марта продажи стали падать и при введении режима самоизоляции опустились на 80%. Апрель выдался очень тяжелым. Пришлось много работать, чтобы поднять продажи хотя бы до уровня 50%. И нам это удалось», — рассказывает основательница Second Friend Store Анна Любан.

Онлайн-продажи — это, конечно, хорошо, но кто-то должен был оформлять и развозить заказы и поддерживать уровень клиентского сервиса. Возвращаясь к пункту про «защитить сотрудников» от Bain&Co, все бренды и магазины назвали сохранение команды ключевой задачей и своим главным достижением. «Наши догадки были верны — нагрузка во время онлайна не стала меньше, — подтверждает Русакович. — Наша команда сработала хорошо. Ведь это непросто: вчера ты работал стилистом-консультантом в магазине, а сегодня тебе нужно рассчитать самый быстрый маршрут и ехать в любую погоду. Но все включились, и мы смогли полностью выплатить зарплаты». Производство вещей у Otocyon тоже не останавливалось — оборудование перевезли на дом швеям: «Поставили швейные машинки, оверлок. Одна из швей мне даже сказала после: «Леся, спасибо, не знаю, как бы я выдержала все это время в четырех стенах без работы»».

WOS тоже отправили все необходимое для пошива вещей оборудование сотрудникам на дом, а примерки моделей проводили онлайн: «Мы всеми способами сократили затраты и бюджеты, чтобы продолжать выплачивать зарплаты сотрудникам. Из карантина бренд выходит в полном составе, а коллекция Resort 2021 будет представлена точно в срок».

В Cocos Moscow тоже никого не сократили. Second Friend Store за счет антикризисных мер закрыли май  с «очень хорошим результатом» и даже задумались, нужно ли работать шоуруму проекта в том виде, в котором он работал до карантина. «Команду мы полностью сохранили и более того — сейчас набираем новых сотрудников, чтобы развиваться дальше», — говорит Анна Любан.

Что нас ждет дальше? Со дня отмены ограничений трафик в московских ТЦ вырос до 44% от среднего докризисного уровня, сообщил 11 июня ТАСС со ссылкой на компанию «Эвотор», предоставляющую онлайн-кассы торговым площадкам. Управляющий директор «Цветного» Ирина Рябко результатами первой недели довольна: «Мы росли по цифрам каждый день. С учетом того, что разрешение открыться было получено практически в последний момент, это хороший результат. Сравнивать подобный период нам особо не с чем, потому как все мы проходим ситуацию с пандемией и такими мерами ограничений впервые. В первую очередь к нам вернулся наш лояльный трафик, который ждал открытия и пришел, как только это стало возможным».

«Хлебозавод» хоть и не ТЦ, но также очень зависим от трафика. «Мы общественное пространство, и наши доходы основаны на прибыли от аренды помещений. Арендаторы «Хлебозавода», как и весь малый бизнес Москвы, завязанный на сервис и ритейл, потерпели убытки. Мы тоже оказались в сложной ситуации, но нашли возможность пойти на уступки, чтобы сохранить пул постоянных резидентов, — резюмирует PR-директор «Хлебозавода» Сира Лобян. — Сейчас люди пытаются догнать лето: встречаются с друзьями на лавочках, выгуливают собак, ходят за покупками, устраивают мини-пикники на траве. Мы очень рады, что «Хлебозавод» ожил, но стараемся напоминать гостям о мерах предосторожности».

Тренд на ресейл выглядит пока скорее локальной забавой осознанных, простите, модников. На главной платформе продажи «всего» «Авито» популярными категориями в апреле и мае стали купальники и свадебные платья: спрос вырос на 42% и 22% соответственно. Но это скорее сезонный интерес. Да и в самой компании подтверждают, что «несмотря на рост количества объявлений, спрос на предметы одежды в период карантина не вырос». Однако Анна Любан считает, что у тренда на ресейл большой потенциал: «Тренд действительно совпал с карантином, но я бы не стала их связывать. Популярность ресейла будет расти вне зависимости от эпидемиологической ситуации в стране и в мире. В России сейчас ощущается очень бурный рост интереса к ресейл-рынку и со стороны инвесторов, и со стороны потребителей».

В Lamoda считают, что после карантина люди будут больше покупать и носить комфортную одежду, к которой привыкли на самоизоляции дома. Хотя куда уже привычнее: кажется, москвичи и так полжизни проводят в худи. Но дело даже не в них. «Покупая домашнюю одежду сейчас, люди обращают внимание на то, можно ли будет носить ее за пределами дома», — объясняет Александра Артюшкина. Кажется, советы одеваться на самоизоляции «как на работу» не сработали или сработали наоборот: наконец мы сможем выходить из дома в пижаме, не шокируя прохожих.

Фото: Lamoda, Second Friend Store, Cocos Moscow, Общее/Частное

Подписаться: