search Поиск
Екатерина Колодная

Почему вы должны меня знать: основательница Большой Московской Костюмерной Яна Гайл

6 мин. на чтение

Я родилась в Ижевске. В 17 лет уехала учиться в Москву. Я выросла в творческой семье. Мои родители — балетные танцовщики. Оба окончили Пермское балетное училище.

Мама в какой-то период танцевала в алма-атинском театре. Позже, получив балетную травму, переехала в Ижевск, стала преподавать в детской студии танца. Рассталась с папой.

Меня воспитывали мама, две бабушки и мой новый папа. Прекрасный человек, режиссер на местном телевидении в Ижевске. Мне было интересно и очень нравилось приходить к нему на работу. Я впитала особую телевизионную атмосферу. Позже, когда стала сама работать на телевидении, многое мне уже было знакомо и понятно.

У меня были хорошие балетные данные, но, поступив в Пермское балетное училище в 9 лет, я поняла, что учиться в нем не хочу, и сказала об этом маме. Вернувшись домой в Ижевск, стала заниматься народным танцем. Танцевала я увлеченно до 16 лет, а потом поступила в мединститут.

Родители очень хотели, чтобы я получила хорошую профессию. Решили, что мне лучше будет заниматься естественными науками, и выбор пал на медицину. В 16–17 лет, когда родители определяют твое направление, ты обычно не сопротивляешься.

В школе я училась не самым лучшим образом и, недобрав баллов для поступления в Пермский фармацевтический институт, пошла работать на завод в своем родном городе. Проработала там год и получила возможность упрощенной сдачи экзаменов при поступлении. К тому же я стала заниматься дополнительно с педагогами химией и другими профильными предметами.

В 1986 году я приехала в Москву и поступила во 2-й мед, на факультет санитарной гигиены. Училась я чудовищно, медицина — тяжелая стезя. Несколько раз по разным причинам уходила в академический отпуск. Это были 1990-е, необходимо было что-то делать дополнительно, чтобы зарабатывать деньги. Мы с друзьями из мединститута ездили в Индию, закупали там шарфы и свитера из мохера с логотипом Boss. Шарфы пользовались гигантским спросом. Мы их закупали, привозили в Москву, отвозили на Черкизон, и каким-то образом, уже без нас, все продавалось. Это было очень выгодно. Еще в процессе учебы в институте я часто ездила к своей тете в Ригу. Приезжала — и в порт. Покупала иностранные шмотки и продавала их в Москве своим знакомым и студентам. Это продолжалось всю мою учебу. В итоге я, безусловно, не стала врачом, посчитала, что это некорректно в моем случае. Ведь я почти не училась. Все как будто вело меня к делу, которым я сейчас занимаюсь.

Моя жизнь связалась с телевидением: я вышла замуж за телевизионного продюсера и сама стала работать на телевидении. Как стилист одевать ведущих. Овладела гримом. В основном я была занята на информационных программах. Сначала на ТВЦ, позже на НТВ. Параллельно работала на съемках музыкальных клипов, рекламы. Было интересно. В какой-то момент стала работать в «Амедиа», где снимались так называемые мувики, например «Моя прекрасная няня».

Таким образом расширялась моя деятельность, и в процессе работы я приобрела профессию художника по костюмам. Вещи я любила всегда и относилась к ним бережно с самого детства. Мои родители были модниками, что такое стиль, я почувствовала сразу.

После проектов у меня стали оставаться вещи. Много вещей. Отснятых и уже никому не нужных. Я решила сделать маленькую гардеробную-костюмерную у себя дома. Разделила комнату на две части и организовала удобное хранение. Так началась история накопления костюмов и разных вещей. Наверное, года с 1999.

В этот период я, интересуясь вещами в принципе и имея деньги, стала сама покупать что-то интересное и модное. И не только для себя. В самых разных местах: у знакомых в шоурумах, в магазинах находила что-нибудь особенное, бывая за границей, многое покупала там. У меня были друзья в индустрии моды, и мы часто ездили вместе. Например, в Италию на фабрики. Выбирали то, что нам представлялось интересным для разных целей. Покупала не только женское, но и мужское. Меня в принципе даже больше интересует мужская мода. Я люблю одевать мужчин. Это для меня более интересная задача. Дело в том, что большинство женщин и так умеют хорошо одеваться, но редкий мужчина понимает, как он может и хочет выглядеть. Часто женщина, которая рядом, руководит этим процессом. Не всегда грамотно. Когда одеваешь мужчину и через новый образ показываешь, как он может быть хорош, у него появляется желание все время выглядеть красиво и стильно.

В 2004 году у меня родилась дочка. Я поняла, что пространство дома, заваленное вещами, не подходит для организации новой жизни. Сняла квартиру, в которой разместила специально приобретенные рейлы для одежды. С самого начала квартира была больше похожа на отдельно расположенный шкаф, которым я успешно пользовалась как художник по костюмам, работая на разных проектах. Получив заказ на телевизионный или кинопроект, на рекламу, клип, я понимала, что многое уже есть у меня, но, конечно, по необходимости что-то приобретала дополнительно или брала в аренду. Довольно долго специально и с любовью отобранными вещами пользовалась только я сама. Я никого не пускала в свой шкаф.

Со временем я обросла таким огромным количеством костюмов и вещей, что стало необходимо снять большое помещение в аренду. Нашла удобное пространство. На 370 кв. м разместила костюмы и разные вещи. Плотно, от пола до потолка, на нескольких ярусах. Наверное, именно в этот момент возникла моя Большая Московская Костюмерная — БМК «Костюм».

Я подумала, что другие художники и режиссеры могут арендовать у меня вещи. Начала работать с ивент-агентствами и даже давать вещи напрокат просто клиентам для вечеринок или тематических свадеб. Тема костюмированных вечеринок возникла лет восемь назад. Тогда же вошло в моду брать костюм напрокат. Думаю, что люди стали нуждаться в игре, стремясь таким образом украсить свою жизнь.

В моей коллекции сегодня столько предметов и вещей, что я даже не могу назвать точную цифру. То, что их несколько миллионов, это факт. Четверть занимает специальный сериальный подбор. Массмаркет в большом количестве, но есть вещи уникальные, для специальных случаев. Детских вещей у меня очень мало. Бывает, появляется какое-то количество после работы на том или ином проекте, и я тогда просто беру и отдаю их многодетным мамам. Сейчас закупаю меньше. Особенно на будущее. В основном живу сегодняшним днем. Последний раз в Италии и в Германии накупила много особенных, хороших и интересных вещей.

Вещи мне дороги, и каждый раз я волновалась, что мне их не вернут. «Как же я буду без нее? Как же я смогу дальше работать?» — думала я. И действительно бывали случаи, когда меня подводили. Со временем я научилась воспринимать это как часть дела.

Мне все дается легко в моей работе. Сложно лишь одно — бесконечное добывание денег. В какой-то период зарабатывать деньги было легче. В 2010-м был самый расцвет. Бизнес развивался активно. Сейчас сложнее. Проектов стало меньше, и вечеринки стали менее актуальны. Жизнь многое скорректировала. Часто стали закладывать меньше денег на костюмы в кинопроектах. Костюм — это важный элемент картинки, и меня эта ситуация не только удивляет, но и беспокоит.

Я люблю большие, масштабные проекты. Делала театральные постановки. Сейчас, например, работаю над детским спектаклем. С удовольствием. Раньше у театров не было денег, а сейчас ситуация изменилась к лучшему. Часто ко мне обращаются театры, которые существуют как антреприза.

Работала художником по костюмам с «Comedy Клаб», лет одиннадцать занималась этим проектом. Ребята создали интересное шоу, и мы старались соответствовать моде и придумывать классные образы. Приятная, интересная работа была. Вообще много хорошего и яркого было за все годы моей творческой работы.

Последнее время появились интернет-проекты. Это новый и интересный опыт для меня. Конечно, продолжаю работать с частными клиентами. Создаю концепцию образа.

Одежда, бесспорно, меняет человека. Сегодня возможно все, любая форма самовыражения. Сознание людей настолько расширилось, что никакой конкретики и ограничений в моде нет совсем. Мне как профессионалу это интересно, а как человеку мне бы хотелось, чтобы в реальную жизнь людей, имеющих вкус и понимающих толк в моде, вернулись истинная красота и эстетика — шелк, кружево, бархат.

Профессионалы, с которыми я работала прошедшие 25 лет, уходят на задний план. Молодое поколение, которое пришло в кино, на телевидение, в ивент-агентства, зачастую не имеет широты и объемности мышления. Pinterest испортил весь профессиональный подход и зачастую творчество. Мне сегодня может, например, прийти заказ на создание образа и подбор костюма, придуманного нейросетью из несуществующих в природе материалов, тканей, цветов и с невозможным кроем. Просто технически невозможным в реальной жизни. Надеюсь, это временно. Все-таки должны профессионалы получиться из новых людей тоже.

Сегодня моя энергия направлена на то, чтобы самой создать что-то новое. Закупила профессиональное оборудование и нашла людей, с которыми, как мне думается, мы сможем создать что-то необычное сегодня. Я не говорю, что это будет коллекция, нет. Это будет специальный, выборочный отшив интересных или специальных вещей. И мы готовы работать с любым заинтересованным клиентом.

Недавно в пространстве костюмерной мы с коллегой, художником-постановщиком, организовали хороший съемочный кинопавильон. Метров двести. В нем можно построить небольшую декорацию, есть хромакей. В павильон может въехать машина. Хотим сделать это дополнительным бизнесом.

Со временем, возможно, сделаю музей одежды, открою пространство для интересных экскурсий, рассказывающих о жизни костюмов в разных проектах и временах. Я хочу продолжать свое дело и развивать его в разных направлениях.

Фото: Дима Жаров

Подписаться: