Поздравляем, нормкор вернулся, но теперь за другие деньги
Всего-то несколько лет назад публика на показах мод (от Парижа до Москвы) выглядела так, будто ни дня без выпендрежа прожить не может: как минимум пара-тройка фриков теснились на одном квадратном метре полезной площади. А теперь? Словно бы не на фэшн-шоу собрались, а в соседний супермаркет в трениках за выпивкой-закуской выскочили. Чудиков в толпе чистенько, но бедненько одетых модников — раз-два и обчелся.
В последних модных коллекциях тоже наметился курс на умеренность и аккуратность: старый добрый нормкор объявлен одним из главных трендов года (Auralee, New Balance). Однако он никогда не исчезал с радаров и за полтора десятилетия незаметно приучил нас к комфорту. Глаза вроде бы и радуются остроносым стильным оксфордам, а ступни голосуют за кроссовки Nike, причем всеми десятью пальцами.
Термин «нормкор» с легкой руки нью-йоркского маркетингового агентства K-Hole стал мемом в соцсетях в нулевые, когда хипстерский стиль сошел на нет, а миллениалы массово переобулись из классических ботинок в технологичную спортивную обувь и переоделись в полуспортивную униформу, то есть в базовую повседневную одежду: джинсы, футболки, бейсболки. Уникальность, инаковость перестали ассоциироваться с радикальным прикидом. Неологизм «нормкор» (обычный, заурядный) для английского уха в ту пору звучал как забавная пародия на слово «хардкор» (жесткий, ядреный, экстремальный) и потому был немедленно подхвачен массмедиа. Конечно, никто, даже модные журналисты, никогда всерьез не называли собственный стиль нормкором. Скорее это был ироничный способ заявить о спокойном отношении к собственному облику и нежелании наряжаться.
Однако в последнее время нормкор кардинальным образом изменился: вещи люксовых марок мимикрируют под дешевый массмаркет (The Row, Lemaire). Джинсы из тончайшей кожи, вручную расписанные под деним, резиновые шлепанцы за пару тысяч долларов, флисовые куртки за тысячу — это сигнал миру, что вы такой же, как все. Так спокойнее (и безопаснее). При этом в кармане надежно припрятана фига. Ведь в душе-то вы знаете, что Gap или Uniqlo — это отнюдь не ваше лига.
И в этом отличие пионеров стиля нормкор от его нынешних адептов. С конца 1990-х Стив Джобс неизменно носил кроссовки New Balance (модели 991 и 992), джинсы Levi’s 501 и черные водолазки Issey Miyake. Марк Цукерберг ежедневно облачается в темно-серую хлопковую футболку, кроссовки Brooks, худи с капюшоном The North Face и свободные джинсы. Сергей Брин — давний поклонник анатомических резиновых туфель Vibram Five Fingers. К ним прилагаются джинсы, трикотажные майки и кофты с капюшоном. С 1980-х годов (тогда слова «нормкор» и в заводе не было) Билл Гейтс носит свой любимый фирменный комплект — джинсы и свитер с треугольным вырезом. Выглядят вещи так, словно куплены в ближайшем супермаркете Walmart. Гейтс не скрывает, что его часы стоят 10 долларов.
Почему миллиардеры из списка «Форбс», имея возможность купить тонны любых дизайнерских вещей и сотни золотых «котлов», выбирают антимодную и показательно «анонимную» одежду? Вряд ли для того, чтобы выглядеть, как все. Во-первых, интеллектуальная элита всегда чуралась экстравагантных или подчеркнуто дорогостоящих вещей. Во-вторых, тем, кто сам добился успеха (а не выиграл, например, миллионы в лотерею), нет надобности демонстрировать собственную крутизну — они давно доказали и себе, и людям, что индивидуальность ни под какой, даже самой заурядной, одеждой не спрячешь. И, в-третьих, зачем тратить время на выбор одежды, ведь столько всего можно в жизни успеть?
Фото: Auralee, Rier, The Row, System