Светлана Куницына

Трендам пришел конец, да здравствует вайб: итоги 2024 года в моде

3 мин. на чтение

В середине декабря все кому не лень объявляли слово года. Получилось вразнобой: у кого «скуф», у кого brat. Среди прочих называли «вайб», слово, мягко скажем, не новое, но в прошлом году взявшее новую вершину — понятия, которое пришло на смену отмирающим тенденциям. По «Грамоте.ру» вайб — дословно «вибрации», его синонимы: «настроение», «атмосфера», «обстановка», «ощущение», «энергия» или «волна». А «я так вижу» и «я так чувствую» — это тоже вайб. Маркетологи (и в последнее время политтехнологи) пытаются убедить общество в том, что рацио — ничто, а эмоции — все, слегка подкорректировав Декарта: я ощущаю, следовательно, я существую. На уровне начальника ЖЭКа этот подход, возможно, и работает. На уровне глав правительств, как мы знаем, чреват.

Индустрия моды пытается играть на эмоциях потребителей с незапамятных времен. А вайб — это высший пилотаж манипулирования, поскольку позволяет виртуозно впаривать зачарованному ротозею все что угодно: хоть тушку, хоть чучелко, переименовав любой тренд в вайб, например «тихая роскошь» или «под сенью девушек в цвету». Вайб — это один из честных способов отъема денег у населения, готового бежать от опостылевшей реальности куда глаза глядят. Да хоть в Москву — там жизнь. И свои особенные вибрации.

Трайб

Вычислить зумера на московских улицах проще простого: он метет мостовые широченными брюками, скрывает лицо под глубоким капюшоном и месит снег чудаковатыми ботинками на гигантской платформе. Со времен стиляг (кок, брюки-дудочки, пестрый галстук, шузы на манной каше) ни одно поколение столь же явно не высвечивалось в толпе (предприниматели 1990-х в малиновых пиджаках не в счет, это скорее корпоративный дресс-код). Возможно, именно поэтому зумеры сбиваются в трайбы — так безопаснее. У них своя пластика, свой ритм. Зумер, догоняющий автобус — это нонсенс. Они никогда не спешат. Они мигом отрадарят такого же, как они, и тут же весело пригласят его присоединиться к своей ватаге. Они не агрессивны, наоборот, деликатно меняют московский вайб с угрюмого на дружелюбный. Под их влиянием москвичи постарше начали говорить случайным встречным комплименты и носить майки со смешными принтами как приглашение к обмену репликами.

В финальной сцене фильма Александра Прошкина «Холодное лето 1953-го» два политзека с совершенно одинаковыми фибровыми чемоданчиками в руках, заметив друг друга в толпе на Покровском бульваре, останавливаются, чтобы прикурить. Не произнеся ни слова (и прикурив), они расходятся. Мы понимаем, что для них знак «своего» — это вовсе не чемоданчик. Вот он, в чистом виде московский вайб, который вернулся к нам если и не навсегда, то надолго.

Поиск защиты

Цветом года от Pantone стал «мокка мусс». Аналитики из Института цвета объясняют свой выбор «ассоциацией с поиском гармонии», которую, по их мнению, олицетворяет светлый оттенок коричневого. Выбор странный, если учесть, насколько уходящий 2024-й был далек от курса на равновесие и согласие. Но имеет ли цвет года хотя бы малейшее отношение к реальности? Или Pantone, выбрав в качестве метафоры десерт, предлагает потребителям закусить тревогу муссом и наконец успокоиться?

Поиск защиты, укрытия, покоя — главный вайб года в мире. А в Москве и подавно. Вроде бы и рад москвич завернуться в плед, сесть поближе к обогревателю, откупорить шампанского бутылку и перечесть «Женитьбу Фигаро» — но грехи не пускают.

Вещи с защитной аурой: свободное, уютное, как халат, пальто, пуховик-одеяло и пиджак с бойцовской линией плеч предсказуемо возглавляют списки хит-продаж. По этой же причине в тренде «шкура» леопарда: куда круче вжиться в роль хищника, чем бегать на четвереньках в стайке беззащитных квадроберов. Мимикрия та же защита, только более изощренная. Если прикидываться бедным и несчастным, жизнь станет безопаснее и веселее. Дьявол сегодня носит не Prada, а траченный молью кардиган. И всюду карманы, много карманов — вполне полноценная замена тревожному чемоданчику. Вот он, эскапизм в действии.

Ряженые

Аутентичность, локальность, крафт давно и успешно противостоят глобальным трендам. Казалось бы, это только на руку российской модной индустрии, с ее-то нынешними амбициями выскользнуть из-под гнета мировой моды. И чтобы всякие демны гвасалии бегали у нее на посылках. Но что-то пошло не так. В то время как западные дизайнеры вовсю поддерживают местные ремесла, стригут овец, вяжут шапки из грубой шерсти и вышивают батистовые платочки крестиком, их российские конкуренты превращают продукцию местных промыслов в дорогостоящую клюкву. Любительница русских сказок Алена Ахмадуллина только что открыла флагманский магазин в ГУМе (в тех же торговых залах, где некогда витал дух Chanel) и назвала его «Хохлома». А лучше бы «600 кв. метров китча». Теперь она плывет в одной ладье с орущими младенцами в кокошниках и картузах, нарумяненными бабами в сарафанах и вышколенным персоналом бренда «Святая». За контент отвечает «Лепота agency». Цены бешеные — в разы выше, чем в Chanel. Тоже своего рода побег из застенков реальности. Но каков размах!

Похоже, именно этот клюквенный вайб станет основным в следующем году. Придется на очки виртуальной реальности потратиться, чтобы всю эту лепоту развидеть. Хотя бы до нового года. А там, глядишь, другие вайбы завибрируют.

Подписаться: