На верхней платформе Дома культуры «ГЭС-2» открылась выставка «Здесь были мы. Архивы российской моды. 1993–2005».
Кураторы сделали то, что до них не делал никто: собрали архивные материалы о начале пути российской моды. Они рассказали, что это было не так-то просто: модельеры больше заботились о самовыражении, чем о документации своей деятельности. И поэтому видео и фото с показов начала 1990-х — редкость. Но на выставке они есть.
Это был период, интересный во всех сферах, но в моде особенно: дизайн, искусство, музыка, журналистика, кино были сильно переплетены и неотделимы друг от друга. Показы российских дизайнеров тогда были часто похожи на перформансы, а одежда — на арт-объекты. Самые интересные экземпляры собрали и выставили в «ГЭС-2». Один из наиболее впечатляющих экспонатов — платье из стальных столовых ложек Андрея Шарова. Это яркий пример того, что российских модельеров в тот период больше интересовало творчество, чем бизнес и тот факт, насколько их вещи носибельны, и уж тем более тогда их совсем не интересовало, понравится ли что-то байерам или как отшить размерный ряд. Впрочем, были и вещи как раз очень успешные коммерчески, как плюшевый розовый спортивный костюм от Маши Цигаль, который считали своим долгом иметь все московские девушки в этот период. Костюм был настолько любим, что кураторам даже не удалось найти в Москве ни одного целого экземпляра для выставки — все сносили до дыр. Пришлось просить дизайнера воссоздать костюм, что она и сделала — на него можно посмотреть в «ГЭС-2» до 7 июля.
Модная критика этого периода тоже была особенной: сейчас дизайнеры вспоминают, что журналисты так жестко их критиковали, что непонятно, как они выжили и осмеливались после этого еще что-то создавать. На выставке собраны экземпляры журналов «Птюч», «Ом», iD, Cosmopolitan, где можно почитать, как критиковали в 1990-е, до зарождения толерантности.
На выставке можно увидеть работы Алены Ахмадуллиной, Андрея Бартенева, Ольги Бровкиной, группы «Вжик» (Нина Неретина, Донис Пупис, Галина Смирнская) и Nina Donis, Вячеслава Зайцева, Дениса Симачева, Светланы Тегин, Маши Цигаль, Игоря Чапурина, Андрея Шарова, Валентина Юдашкина и многих других.
Кураторы объяснили, что окончание периода решили обозначить 2005 годом, потому что дальше постепенно началась коммерциализация индустрии моды: пришли западные бренды, которые стали давать рекламу в глянцевые журналы и диктовать им свои условия, наши дизайнеры стали ездить на недели моды в Париж, Милан, Лондон и тоже постепенно встроились в большую западную индустрию. И модные показы стали уже больше похожи на показы, а не на арт-шоу.
Фото: «Москвич Mag»