Светлана Куницына

Вещь недели: бумажная одежда от Aletta для человека в футляре

2 мин. на чтение

Рыцарские доспехи, плащ-палатка, свитер-кокон, балаклава — тему защиты включил в свои новые коллекции почти каждый модный бренд от Парижа до Токио. А как еще реагировать дизайнерам на нынешнюю ситуацию в мире? Правильно, отгородиться от реальности броней.

Но есть и более тонкие вибрации. Дуэт из Лондона Aletta (Фредди Кумс и Мэтт Эмпрингем) запустил капсульную коллекцию, созданную, похоже, по мотивам рассказа Чехова «Человек в футляре». Пиджаки, классические рубашки, жилеты, кардиганы склеены (в буквальном смысле) из картона — текстильной крафт-бумаги. Картонный футляр — такая же хрупкая защита от невзгод и непогоды, чего уж говорить, как и бумажная куртка Буратино. И столь же неуютный кокон, как коробка из-под обуви. Зато под картонной оболочкой-панцирем можно запросто спрятать собственную уязвимость.

Связь с безликими, непроницаемыми персонажами Рене Магритта бренд Aletta демонстрирует в каждой из своих сюрреалистических коллекций: «Он носил темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх. Одним словом, у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр, который уединил бы его, защитил бы от внешних влияний. Действительность раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге. И мысль свою он также старался запрятать в футляр» (А. Чехов «Человек в футляре»).

В Древнем Китае бумажная одежда считалась надежной защитой от холода. В Японии, напротив, бумажные кимоно надевали, чтобы остудить тело в жару. Кстати, именно у японцев Фредди Кумс и Мэтт Эмпрингем позаимствовали технику оригами для сложносочиненного кроя. В Европе в годы Первой мировой войны целлюлозно-бумажным обмундированием затыкали прорехи в снабжении немецкая и австрийская армии. В эту же пору дадаисты мастерили из бумаги эпатажные одеяния нечеловеческих пропорций, а Пабло Пикассо нарезал из картона кубистические костюмы к балету «Парад». В середине 1960-х американская компания по производству туалетной бумаги Scott Paper выпустила в рекламных целях партию бумажных платьев и тем самым подняла волну моды на одноразовую одежду. Стоило мини А-силуэта меньше полутора долларов. За пару месяцев Scott’s продали рекордные полмиллиона штук и собрались было переключиться с туалетной бумаги на одноразовый ширпотреб. Но движение хиппи — под соусом борьбы с обществом чрезмерного потребления — положило новой моде конец. А жаль. Бумажные платья куда экологичнее, чем продукция быстрой моды.

Вслед за Хельмутом Лангом и Хуссейном Чалаяном Aletta собирается возродить моду на одноразовую одежду. В планах бренда — бумажные смокинги и наряды для свадьбы, включая фату, а также крафт-бумажные коллекции для путешествий. Глядишь, придется лоукостерам считать перевес в граммах — пара одноразовых костюмов и ботинки из картона потянут максимум на полкило.

А в футляр многие из нас, сами того не заметив, давным-давно переоделись. «Разве это не футляр? — видеть и слышать, как лгут, сносить обиды, унижения, не сметь открыто заявить, что ты на стороне честных, свободных людей, и самому лгать, улыбаться, и все это из-за куска хлеба, из-за теплого угла, из-за какого-нибудь чинишка, которому грош цена…  — Ну, уж это вы из другой оперы, Иван Иваныч, — сказал учитель. — Давайте спать» (А. Чехов «Человек в футляре»).

Подписаться: