Обманка — тренд, прямо скажем, не новый. Эльза Скиапарелли почти сто лет назад придумала платье-скелет, которое впечатляет анатомическими подробностями позвонков и ребер, якобы проступающих сквозь тонкую ткань. На самом деле это мастерски выложенная аппликация, но без очков не отличишь. Ну а что еще ждать от подруги Сальвадора Дали? Только обманок.
Мартин Маржела в конце 1980-х показал дебютную коллекцию, главным хитом которой была футболка-обманка — имитация татуировок. С тех пор кто только эту идею не повторял, включая Демну Гвасалию, который разрисовал телесного цвета водолазки наколками времен культа личности и выдал за свой героический прорыв в моде. Голые платья Жан-Поля Готье — это и вовсе классика жанра.
А миллионы поддельных брендовых сумок и часов? Это ведь тоже имитации, обманки, к которым мы давно привыкли, как и к фейк-новостям. На безостановочный поток дешевых подделок дизайнеры долго точили зуб, а затем ответили баснословно дорогими обманками. Во время показа своей первой коллекции в Bottega Veneta (2022) Матье Блази вызвал недоумение публики, выпустив на подиум парней в безупречных, но простых, как правда, джинсах и белых майках. Конечно, выглядели парни как удачные клоны Марлона Брандо времен фильма «Трамвай “Желание”», но уж очень незатейливо. И только за кулисами обнаружился подвох — и майки, и джинсы были сшиты из тончайшей кожи. Стоил «ковбойский» прикид соответственно — 7000 долларов.
Следующий показ открыла Кейт Мосс в джинсах и клетчатой рубашке — тоже, разумеется, кожаных «под деним». Дальше — больше: и льняные брюки Balenciaga за 27 000 долларов, расписанные вручную, совершенно неотличимые от старых потертых джинсов, и синие джинсы Valentino, которые на самом деле сделаны из шелкового газара, вручную расшитого стеклянными бусинами. И джинсы Acne Studios за 800 долларов, которые выглядят так, будто маляр сразу же после работы, не переодевшись, заявился на вечеринку. Они покрыты пятнами краски, помяты, на них навешаны металлические безделушки весом как минимум пять кило. Но это не так: каждая капля, брелок и след потертости на джинсах напечатаны.
Блажь, спросите вы? Нет, средний палец в адрес массмаркета, который наживается на имитации люкса. Своего рода провокационный постмодернистский жест высокой моды, превращающий обыденный подлинник в роскошную обманку.
Быстрая мода, конечно же, мгновенно среагировала. Треники, спортивные штаны и трикотажные брюки благодаря качественным принтам теперь не отличишь от джинсов. Подделка подделки — это высший пилотаж. Тренд набирает обороты. И дело не только в том, что массмаркет, высунув язык, всегда пытается угнаться за высокой модой. Просто фейковые джинсы оказались на редкость удобными, если, конечно, сшиты ради комфорта, а не для жеста.