«За рынком ресейла будущее» — коллекционер винтажной бижутерии Ольга Лефферс
Искусствовед и основательница галереи Vintage Dream Ольга Лефферс рассказывает о том, как любовь к старым красивым вещам может стать инвестицией и знаком осознанного потребления.
Как вы стали коллекционером и почему выбрали предметом собирательства винтажную бижутерию?
Коллекционирование — один из рефлексов человеческой натуры. Это любовь и страсть к собирательству, глубокому изучению каждого предмета, попадающего в коллекцию. Настоящие коллекционеры не просто собирают, они сохраняют и аккумулируют знания о предметной среде и искусстве.
Винтажная бижутерия — это и история моды, и предметы, которые могут использоваться по назначению, а сами изделия могут привлекать большое количество людей. Какой-нибудь коллекционный фарфор могут увидеть только в домах собирателей, а украшения из моей коллекции видят люди в театре, на выставках и раутах.
Больше 20 лет назад, когда у меня появился интерес к винтажу, меня не понимали, носить старые вещи было не комильфо. Чтобы не попасть в разряд городских сумасшедших, я миксовала современную и винтажную моду. Информации о коллекционном винтаже практически не было, но со временем моя коллекция разрасталась, я постоянно изучала тему с помощью разных источников. Я заказывала книги, искала публикации и материалы по всему миру. В 2009 году появилась галерея винтажных украшений Vintage Dream. Сейчас это несколько коллекций — моя личная, бутиковая, в которой есть и продажи, и покупки, и выставочная коллекция.
Меня часто спрашивают про энергетику винтажных вещей. Это не просто заезженный, но и смешной вопрос. Многие мифы калькой перенесены на бижутерию из ювелирной сферы, в которой легенды и суеверия складывались вокруг драгоценных металлов и камней. Но винтаж создан гениальными дизайнерами XX века из искусственных материалов и ничего общего с магией редких природных материалов не имеет. Я люблю винтаж, у меня счастливый брак, дети и любимая работа, так что винтаж на меня действует позитивно.
Расскажите подробнее о вашей личной коллекции.
Собирать все и сразу невозможно, серьезные коллекционеры выбирают изделия какого-то периода или художника, который им интересен. Я исхожу из своего вкуса и всецело опираюсь исключительно на него, а не на логику. Часто это предметы определенного бренда, а есть и такие, которые подходят к моей одежде и стилю.
У меня есть большая коллекция Chanel с цветочными мотивами с литыми полупрозрачными стеклянными кабошонами Gripoix — именно этот ремесленный дом помог украшениям Chanel занять первое место среди бижутерии класса премиум.
Многие мифы калькой перенесены на бижутерию из ювелирной сферы, в которой легенды и суеверия складывались вокруг драгоценных металлов и камней.
В коллекции есть вещи королевы американской бижутерии Miriam Haskell, маркированные концом 1950-х — началом 1960-х украшения Christian Dior (в этот период бижутерия для бренда производилась в Германии, и мне нравится ощущение близости к той эпохе). Но самая большая часть моего собрания — украшения американского бренда Schreiner. Его создатель дизайнер Генри Шрайнер работал с известными людьми мира моды и делал украшения для показов, поэтому ранние вещи бренда — крупные, яркие, необычные. Часто в них использовались камни и высококачественные кристаллы, которые мастер для большего эффекта переворачивал тыльной острой стороной вверх и использовал особый тип закрепки. Schreiner никогда не гнался за массовыми тиражами и обеспечил себе этим место в ряду самых редких и уникальных дизайнеров, когда-либо создававших бижутерию.
Подчеркну, я собираю только бижутерию. В этих изделиях нет драгоценных металлов или камней, только в 1940-х ювелиры использовали серебро, потому что цветные металлы требовались для военной промышленности. Разного рода обработка металла — браширование, полировка и так далее — и кристаллы всех форм, цветов и размеров — именно эти материалы были основой для создания мастерами XX века того, что теперь стало коллекционным винтажем.
Кроме несомненной эстетической и художественной привлекательности винтаж, судя по всему, обладает и инвестиционной притягательностью?
Конечно. Если бы я могла составить график роста цен, то он наглядно показал бы привлекательность этого хобби. Винтаж вырос в цене даже больше, чем сумки Hermes, которые традиционно являются эталоном ценности винтажных вещей.
Если пять лет назад брошь Schreiner стоила 150 долларов, то сейчас это 1500. Цена на ту же Chanel за колье начала 1990-х времен Карла Лагерфельда начиналась от 500 долларов, сейчас это уже 2000–2500 долларов. Винтажная бижутерия находится на стыке моды и искусства. Вещей больше не становится, а их собирателей и ценителей прибавляется с каждым годом.
С винтажем, с самим понятием, во многом происходит путаница. Что такое винтаж в целом?
Не все, что продается на рынке ресейла из вторых рук — винтаж. Классические источники определяют винтажем изделия, созданные между 1930-ми и 1990-ми годами, но сейчас к этому корпусу примыкает и часть вещей из нулевых. При этом если вещь даже моложе указанных дат, но сделана культовым дизайнером или стала по тем или иным причинам знаковой, она даже спустя 5–7 лет после выпуска может стать коллекционным винтажем. Не стало, например, Лагерфельда, и тут же произошел скачок цен на созданные им вещи. Чтобы относиться к коллекционному винтажу, вещь должна быть маркированной, в идеале принадлежать известному бренду со своим стилем, направлением, репутацией. Даже внутри бренда часть предметов может быть проходной, рядовой, ничего не сообщающей нам о стиле своего периода, а другие будут именно такими. Есть и понятие удачной и неудачной коллекции. Так, например, дизайнер Ларри Врба создал для Miriam Haskell коллекцию с египетскими мотивами, и она оказалась такой яркой и узнаваемой, что украшения из нее стоят около полутора тысяч долларов вместо двухсот за сопоставимые вещи бренда того же периода, но из других коллекций.
Чтобы научиться разбираться в нюансах винтажа, ему надо посвятить время. Я, например, отдала этому 20 лет. А всем новичкам советую изучить двухтомный энциклопедический каталог Карлы и Роберто Брунниалти «Американские костюмные украшения». В этих книгах систематизированы все украшения топовых брендов по периодам, они дают точное представление об американском винтаже.
Что людям нравится в винтаже?
За рынком ресейла будущее. Когда-то покупать что-то с рук, бывшее в употреблении, было постыдным, унизительным, всем хотелось только новых вещей. Но сейчас это превращается в погружение в историю, становится осознанным потреблением. И при этом винтаж может стать ответом и на простое желание найти красивую брошь к новому платью, и на долгосрочную стратегию вложений в лимитированные предметы с подтвержденным провенансом.
Политики высокого уровня, такие, например, как Мадлен Олбрайт, умеют посылать сигнал своей брошью еще до того, как открыть рот на переговорах.
В производство вещей на Западе были инвестированы колоссальные ресурсы и материальные, и человеческие. Лучшие дизайнеры, лучший жемчуг из Японии, лучшие кристаллы из Чехословакии — все это создавало произведения искусства, выпускаемые малым тиражом, которых со временем стало еще меньше.
Какие украшения популярны среди любителей винтажа?
Наши клиенты реагируют на моду. Если становятся популярными цепи в стилистике 1980–1990-х, то мы предлагаем их — разного плетения, оттенка металла, глянцевые, полированные, брашированные. Популярны крупные клипсы того же периода: золотые, серебряные, с эмалями. Стилистика 1940-х с их более утонченной эстетикой востребована либо коллекционерами, либо взрослыми женщинами.
Броши кто-то носит и фанатично любит, а кто-то не знает, как к ним подступиться. Мы делаем мастер-классы, учим носить их разными способами. У всех украшений есть особенности. Браслет носят на руке, клипсы — на мочке, а брошь может быть везде. Ей можно заколоть любой пояс или репсовую ленту — так получится красивый вечерний пояс с пряжкой. Бархатную ленту на шее она превратит в чокер, а берет или шапочку — в нарядный головной убор. На сумочку можно приколоть тематическую брошь — балерину для похода в Большой или цветок перед выходом на выставку цветов, например. Политики высокого уровня, такие, например, как Мадлен Олбрайт, умеют посылать сигнал своей брошью еще до того, как открыть рот на переговорах. Есть среди наших клиентов и коллекционеры, которые ищут редкие вещи, и с ними я работаю целенаправленно.
И что ищут знатоки?
Эмалевые украшения Boucher, они ценятся высоко, по несколько тысяч долларов за вещь. Украшения «фруктовый салат» от Trifari в ювелирной технике. Так называемые дуэты бренда Coro — конструкция, объединяющая две парные броши (в виде цветов, насекомых, животных). Она разбирается на две самостоятельные броши и легко собирается в одну. Jelly Belly — украшения из серебра Trifari и других брендов со вставками из полупрозрачного люцита. Бренд Chanel — это в принципе культ, но внутри бренда есть особые вещи, которые считаются высококоллекционными. Все это может составить основу инвестиционной коллекции, стоимость которой будет со временем, безусловно, расти.
Сейчас лучший коллекционный винтаж находится в Японии, очень активно растет число коллекционеров в Китае, и они просто ненасытны. Количество предметов примерно сохраняется, а цены на них растут.
В этой ситуации наверняка появились и подделки?
Фальсификаций, которые серьезно что-то бы имитировали, долгое время не существовало. Производство такой бижутерии стоит слишком дорого по сравнению с продажной ценой. Достаточно часто встречаются топорные подделки украшений Joseff of Hollywood и Chanel, которые легко отличить от оригиналов. Коллекционеры и эксперты узнают их по весу изделия, блеску камней, закрепкам. Однако если вы никогда не сталкивались с винтажными украшениями и решили впервые заказать их онлайн, то запросто можно получить подделку. Чтобы этого избежать, стоит покупать в проверенных галереях (мы, например, выдаем сертификаты подлинности, ручаясь за них своей многолетней репутацией) или хотя бы походить по магазинчикам, подержать эти вещи в руках, чтобы получить собственный опыт общения с винтажем.
Фото: из личного архива Ольги Лефферс