Театральная пл., 1
1856 г.
Архитекторы: Альберт Кавос
На пустыре, вечно затопляемом водами Неглинки, в 1825 году открылся Большой Петровский театр, построенный по проекту Осипа Ивановича Бове. Здание пережило два пожара, две коронации, несколько партийных съездов. О Большом театре рассказываем в рамках проекта «Московский дом».
Петровским его назвали в соответствии с улицей, на которую некогда смотрел его фасад. Улица Петровская вела от Новопетровского монастыря к Кремлю. Постепенно слово «Петровский» отпало, оставив место «Большому».
Однако несправедливо не напомнить о том, что здание «архитектора по фасадической части» Бове строилось на месте сгоревшего еще 8 октября 1805 года театра, управляемого антрепренером англичанином Майклом (Михаилом Егоровичем) Мэддоксом. Пожар случился по неосторожности гердеробмейстера как раз перед началом оперы «Днепровская русалка» Ф. Кауэра. Постройку — трехэтажную, каменную, с тесаной крышей, сооруженную для «народного удовольствия и увеселения», тогда проектировал немец Христиан Розберг.
То был первый профессиональный постоянный театр в Москве и первый, где действовал худсовет, решавший, какие пьесы ставить или не ставить.
Возник он по инициативе губернского прокурора, князя Петра Васильевича Урусова, вложившего в предприятие немалые средства. Привилегию от императрицы Екатерины II на содержание «театральные всякого рода представления», к тому же ограждающую русский театр от конкуренции иностранных антреприз, Урусов получил 17 марта 1776 года.
Новое здание Бове поставил на частично сохранившийся фундамент, но фасад развернул на площадь. Над колонным портиком в чуть углубленной нише расположилась торжественная алебастровая квадрига, управляемая лучезарным Аполлоном.
На открытии театра давали пролог «Торжества муз» на стихи Михаила Дмитриева, музыку Александра Алябьева и Алексея Верстовского:
Воздвигнитесь, разрушенные стены!
Восстань, упавший ряд столпов!
Да снова здесь звучат и лиры вдохновенья,
И гимны Фебовых сынов!
11 марта 1853 года пасмурным утром театр занялся пожаром. Здание горело два дня. По всей площади стремительно растаял снег. Пламя унесло декорации, костюмы XVIII века, редкостные музыкальные инструменты и с ними и алебастровую колесницу Аполлона.
Не откладывая, на проект нового здания Большого театра объявили конкурс, который выиграл архитектор Альберт Катеринович Кавос, автор почти всех крупнейших отечественных театров, в том числе Мариинского и Михайловского в Санкт-Петербурге, кстати, дед художника Александра Бенуа по материнской линии.
Кавос использовал уцелевшие от прежнего здания наружные стены и колонны, сохранил планировку, но изменил пропорции, увеличил высоту. Для создания новой квадриги пригласили скульптора Петра Клодта. Скульптурная группа теперь была на полтора метра выше прежней.
Декору зрительного зала автор придал особый смысл, украсив пространство поистине с византийской пышностью. По рисунку Кавоса создавалась и трехъярусная люстра в хрустальном обвесе. В 1856 году Большой театр открывали в присутствии царской семьи и заморских гостей.
В 2005 году историческая сцена Большого театра, к тому времени изрядно износившаяся, была закрыта для проведения масштабной реставрации. Продлилась реставрация шесть лет и обошлась в 640 млн долларов.
Здание было перенесено на новый бетонный фундамент и увеличено вдвое за счет шестиэтажного подземного пространства при сохранении контура. Фойе отреставрировали по состоянию на 1896 год — год коронации Николая II.
Полы в фойе украсила венецианская мозаика. Заново был соткан золотой занавес по эскизам Федора Федоровского — символ Большого театра.
Построить маршрут до Большого театра и узнать об интересных местах поблизости поможет турсервис RUSSPASS.
Фото: Максим Мухин, pastvu.com