Солянка, 1/2, стр. 1
1912–1915 гг.
Архитекторы: Владимир Шервуд, Иван Герман, Алексей Сергеев
Купеческое сословие в Москве выделилось из разряда тягловых людей в особую группу еще в XVII cтолетии. Московское же купеческое общество ведет свою историю с XVIII века, а точнее с 21 апреля 1785 года.
Деятельность эта сословная организация российских предпринимателей вела обширную, в том числе благотворительную и строительную (сейчас бы ее назвали девелоперской). О доходном доме Московского купеческого общества на Солянке рассказываем в рамках проекта «Московский дом».
Общая стоимость недвижимости, находящейся на 1896 год в распоряжении Общества, превышала 10 млн руб. Среди зданий, принадлежавших ему, были дома на Неглинной, Новой площади, Малой Дмитровке и др. Проекты выполнялись самыми известными и востребованными зодчими рубежа XIX–XX веков, в том числе Борисом Фрейденбергом, Александром Каминским, Илларионом Ивановым-Шицем.
Владимир Владимирович Шервуд, представитель славной творческой династии, предки которой англичане, прибывшие из графства Кент, также поработал с Московским купеческим обществом, пригласившим его строить здание на месте снесенного Соляного двора, давшего название улице Солянка. Находился он Яузской дороге, близ Ивановского монастыря и Китай-города.
Это огромное для своего времени здание, занимающее целый квартал с внутренними дворами, выстроил в XVI веке купец Никитников. Каменное сооружение было нашпиговано торговыми павильонами, обширными сводчатыми амбарами и подвалами, полными соли и соленой рыбы. В начале ХХ века Соляной двор уже распался на отдельные помещения, бывшие во владении многочисленных предпринимателей. Ну и, разумеется, требовал ремонта, оплачивать который никто из арендаторов не спешил.
Участок замысловатой, неправильной формы — четырехугольник с небольшим «аппендиксом» в придачу — целиком выкупило Московское купеческое общество, до фундаментов разобрав остатки Соляного двора. Подрядчиком выступило «Варваринское товарищество домовладельцев».
Затем объявили архитектурный конкурс, который выиграл творческий коллектив под руководством В. Шервуда, с 1903 года занимавшего должность архитектора в Московском купеческом обществе.
К остаткам древних сводчатых амбаров авторы нового проекта отнеслись довольно бережно. Их планировку решили не менять. Разве что, добиваясь единого стиля, кирпичом отделали стены, провели туда вентиляцию, свет и превратили в торговые склады.
Новое шестиэтажное здание приобрело функцию доходного дома. Квартиры, их было более 200, заняли пять этажей. На первом уровне с панорамным остеклением были устроены магазины. Вход в дом осуществлялся через шестнадцать парадных подъездов.
Сумрачное здание, построенное в Москве, очень напоминало петербургские доходные дома: и столичной грандиозностью, и нарочитой неоклассической стилистикой, и ордерными формами, что впоследствии было по достоинству оценено кинематографистами. Между корпусами пробили проезды, сформировались гулкие дворы-колодцы, где имелось целых девятнадцать черных лестниц.
На фронтоне главного объема, выходящего на Солянку, украшенного ротондой и балконом, навстречу друг другу летят Славы, неся триумфальные лавровые венки. Без сомнения, то был оммаж Шервуда московскому ампиру и куполу соседнего, построенного Жилярди и Григорьевым, здания Опекунского Совета с такими же барельефами.
После революции доходный дом поступил на баланс Наркомата путей сообщения, превратившего большинство некогда роскошных апартаментов в коммунальные квартиры. Соляные амбары приняли под свои древние своды гаражи и автосервисы.
Построить маршрут до доходного дома Московского купеческого общества и узнать об интересных местах поблизости поможет турсервис RUSSPASS.
Фото: Максим Мухин, pastvu.com