Гоголевский бульвар, 8
1928 г.
Архитекторы: мастерская Моисея Гинзбурга
Чтобы построить жилище нового социального типа, пришлось разрушить старинный, XVII века, храм Ржевской иконы Божией Матери. Сводчатый церковный подклет превратился в подвальный этаж.
Заказчиком дома-коммуны, о котором рассказываем в рамках проекта «Московский дом», выступил жилищный кооператив «Показательное строительство».
Ансамбль экспериментального общественно-жилого комплекса нередко называют «младшим братом» дома Наркомфина. В проектную группу как раз входили архитекторы из мастерской его автора, Моисея Гинзбурга, главы секции типизации Стройкома: Михаил Барщ, Вячеслав Владимиров, Игнатий Милинис, Александр Пастернак, Любовь Славина.
Из трех корпусов два были жилыми и объединялись переходом-мостом: 7-этажный предназначался для семейных граждан, 6-этажный, стоящий торцом к бульвару, — для одиноких.
Дабы удешевить проект, его разработчики экспериментировали с материалами. Для теплоизоляции стен предусмотрели фибролит, полы выкладывали из ксилолита («теплого бетона»). Также использовался камышит — спрессованные плиты из камыша, глины или гипса.
Эксперимент заключался и в прекраснодушных мечтах о том, что бытовые потребности будут отделены от личного пространства и новый человек предастся исключительно самообразованию и отдыху.
Социализация жителей проходила в общественных пространствах — на плоской, сорокаметровой длины крыше, где был солярий, но отсутствовали балконы. Тут же сушилось белье, принесенное из прачечной, а дети катались на велосипедах. «Горизонтальной артерией, стимулирующей общение жильцов ячеек», становились светлые галерейные коридоры со сплошным остеклением и сдвижными оконными рамами на колесиках. На две стороны корпусов выходили квартиры, компактные двухуровневые ячейки F.
Квартиры с коридором располагались смежно и попарно: вверх и вниз. Площадь их составляла 33–34 м кв. Высота потолка в гостиной достигала 3,60 м, в спальне — 2,35 м, в туалете и прихожей — 2,20 м. Тринадцать ступенек вели из прихожей в гостиную со встроенным шкафом-кухней.
Для разнообразия зрительных впечатлений каждая пара смежных дверей в коридоре имела свой цвет. Типовую мебель разработал архитектор-конструктивист Соломон Лисогор. Для профилактики туберкулеза помещения обеспечивались возможностью двустороннего проветривания. В доме имелись лифт и отопление.
В 1930-е годы, в один из своих приездов в Москву, Ле Корбюзье, восхищенный идеями советских авангардистов, захотел посетить мастерскую Ивана Леонидова. Молодой конструктивист, которого уже начали критиковать за мелкобуржуазные проявления индивидуализма в архитектуре, даже нормального жилья не имел, не то что мастерской. Власти поспешно выделили ему ячейку в доме на Гоголевском бульваре и туда пригласили швейцарскую звезду.
Построить маршрут до дома-коммуны «Показательное строительство» и узнать об интересных местах поблизости поможет турсервис RUSSPASS.
Фото: Алексей Макаров, pastvu.com