, 2 мин. на чтение

Московский дом: Дом культуры ЗИЛ

 Восточная, 4, корп. 1
1931–1937 гг.
Архитекторы: Александр и Виктор Веснины

Московский областком профсоюза металлургов уже в 1930 году, объявляя архитектурный конкурс на проект Дома культуры Пролетарского района, замышлял объект гигантским (получилось 22 тыс. м кв. площади плюс 6 га парка). В сети клубов как составляющей «общего культурного обслуживания» страны ему предписывалось занять первое место. О ДК ЗИЛ рассказываем в рамках проекта «Московский дом».

Все тогдашние авангардные институции — ВХУТЕИН, АСНОВА, ВОПРА, АРУ, МАО, МВТУ, ЛИГИ, ОСА — на равных вступили в борьбу в поисках образа пролетарского стиля. Предлагались проекты с вращающимися партерами, подвижными фермами. Своевольный заказчик отверг дерзкие оригинальные замыслы, так и не назвав победителя. Однако материалы двух туров конкурса должны были быть использованы в нем не участвующими, но в итоге получившими заказ на строительство объекта архитекторами, братьями Александром и Виктором Весниными. Это произошло в 1931 году.

1968

Проект лидеров конструктивизма оказался не менее грандиозным. Малый 4-этажный Т-образный театральный корпус вместе с залом-амфитеатром на 1200 зрителей — этакое пространственное единство со сценой — предназначался для собраний и концертов. Также там была библиотека на 120 тыс. томов, зимний сад с полуротондой со стороны реки, ресторан, лекторий и даже обсерватория, служащая антирелигиозным целям, с телескопом и раздвижным куполом на плоской кровле. Двойные пандусы связывали между собой фойе и вестибюли.

Замысел второй, так и не осуществленной очереди строительства клуба предполагал еще один театр на 4000 мест с трансформируемой сценой, на которую по пандусам могли въезжать даже танки. В ансамбль были включены и спортивные сооружения.

Для Дома культуры Пролетарского района, ставшего самым крупным объектом своего назначения, был подобран торжественный образ, где сочетались простые формы, объемы, плоскости. Целесообразным планом архитекторы выразили единство внешнего оформления и внутреннего пространства, при этом четко разделенного на функциональные зоны.

Для освобождения площадки под стройку безжалостно разбирались части древнейших стен и башен Симонова монастыря. К 1937 году, когда строительство Дома культуры Пролетарского района завершилось, изменилась не только политическая ситуация, но и архитектурная концепция. Конструктивизм под резкую критику уходил с повестки дня. Тем не менее Веснины не пошли на компромиссы, не допустив никаких реверансов в сторону классики.

Построить маршрут до Дома культуры ЗИЛ и узнать об интересных местах поблизости поможет турсервис RUSSPASS.

Фото: Алексей Макаров, pastvu.com