Московский дом: дворянские усадьбы
Многие из усадеб, некогда строившихся близ Москвы, давно уже находятся в ее границах. Те, что сохранились и превратились в музеи, дарят посетителям возможность ощутить на себе феномен русской усадьбы. Здесь чудесным образом соединились высокое искусство и простодушный патриархальный быт.
При одном лишь упоминании слова «усадьба» нам рисуется, как писал барон Николай Врангель, «белокаменный дом екатерининского или александровского времени, темный сад, “храмы любви и дружбы”, мебель карельской березы или красного дерева».
Усадебной идиллии было отпущено чуть более двух столетий — от времени правления Петра I до революции 1917 года. Возникновение самых значительных памятников усадебного искусства пришлось на золотой век русского дворянства, эпоху с середины XVIII до середины XIX века.
Манифест, изданный Петром III в 1761 году, отменивший обязанность дворян нести военную службу, многих порадовал. Иные поспешили уйти в отставку, дабы посвятить себя тихой деревенской жизни, сельскому хозяйству и наукам.
Моду на увеселительные дворцы из Европы привез Петр I, сам живший скромно, но позволявший подданным изрядно сорить деньгами.
В середине XVIII века в кругу богатых вельмож было принято обзаводиться летними резиденциями. Загородные увеселительные дома устраивались не столько для повседневной жизни семьи, сколько «к великолепию», для приема гостей, парадных ассамблей и празднеств с фейерверками.
Усадьбы мыслились местом отдыха и воплощения фантазий, отразившихся в архитектуре. Трудно переоценить присутствие демонстративного начала в русской усадебной архитектуре, и едва ли нашлось бы место, более подходящее для представления богатства, статуса, славы, приверженности идеалам Просвещения, вкуса. Тщеславную аристократию обслуживал узкий круг модных зодчих. Палладианские особняки с массивным портиком колонн, рустованным подвалом и мезонином распространились по России. Пространственную организацию поместных угодий заимствовали у французов.
В русской Аркадии, где «все кипело жизнью шумной и полной всяческого довольства», существенно поднимался градус театрализованности. Помещики считали необходимым превращать свои владения в сценические площадки, что во многом привело к развитию театра в России. Неоценимую роль в этом сыграл граф Шереметев и его усадебный театр в Останкино.
Русские усадебные парки проектировались в расчете на философские, исторические, аллегорические ассоциации.
В гигантских оранжереях произрастали диковинные плоды и растения. Садовники-иностранцы обслуживали вкус утонченных дворян, на чьих столах круглый год водились экзотические фрукты.
Дворяне помельче пытались имитировать великокняжеские усадьбы с их причудами в тех масштабах, что могли себе позволить. И все же скромные дома со старомодной обстановкой, уступающей роскоши увеселительных дворцов столичных вельмож, бесконечно очаровывали своей искренностью.
С отменой крепостного права ускорился упадок усадеб, которые еще довольно долго ассоциировались с представлением о хорошей жизни. Богатые купцы, стремясь копировать и подражать привычкам постепенно разорявшейся родовой аристократии — Голицыных, Трубецких, Юсуповых, выкупали их имения вместе с вишневыми садами.
Подробные рассказы о знаменитых дворянских усадьбах будут появляться на странице нашего проекта «Московский дом».
Фото наверху: усадьба Кусково/Алексей Макаров, Вадим Разумов, Максим Мухин