, 2 мин. на чтение

Московский дом: ГМИИ им. А. С. Пушкина

Волхонка, 12
1896–1912 гг.
Архитектор Роман Клейн

Задумав публичный музей при Московском университете, доктор римской словесности, историк искусства, филолог и искусствовед Иван Цветаев взял за образец Альбертинум, музей изобразительных искусств в Дрездене. «Я буду счастлив, если нам удастся устроить в Москве маленький Альбертинум», — с воодушевлением писал он Георгу Трею, директору скульптурного собрания дрезденского музея, в 1895 году.

Георг Трей, с которым Цветаев вел оживленную переписку, к слову, уроженец Петербурга, прекрасно говорил и писал по-русски. Цветаева, побывавшего в Дрездене, особенно поразило собрание античных слепков, и теперь с их помощью, а также с помощью макетов и гальванокопий памятников от древности до конца эпохи Возрождения предстояло эстетически воспитывать юношество в России.

На строительство здания учебного музея по проекту Романа Клейна, на добычу морозоустойчивого мрамора для облицовки неоклассического фасада более 2 млн золотом пожертвовал «хрустальный король», владелец заводов в Гусь-Хрустальном Юрий Нечаев-Мальцов. Не стоит забывать и о «старушкиных тысячах». Так потом Марина Цветаева назовет взнос в 150 тыс. руб., выделенный купчихой, почетной гражданкой, Варварой Алексеевой, пожелавшей, чтобы «храм науки и искусства» посвятили императору Александру III. Строительство здания заняло 15 лет. О Музее изобразительных искусств имени Пушкина рассказываем в рамках проекта «Московский дом».

1912

Под будущий музей нашли участок, неправильный четырехугольник, «отдыхающий пустырь», где прежде располагался Колымажный двор с царскими конюшнями и каретными сараями, в середине XIX века использовавшийся как пересыльная тюрьма. Неоклассик Клейн спроектировал здание в виде античного храма с высоким подиумом, обширной ионической колоннадой по периметру, повторяющей пропорции Эрехтейона, храма в Акрополе.

В плане здание представляет собой крест, вписанный в прямоугольник. Беломраморная парадная лестница с галереями наверху, соединяющая первый и второй этажи, наметила центральную ось. По периметру прямоугольника расположились экспозиционные помещения. Торжественному Белому залу отводилась роль главного. По бокам лестницы появились два крытых дворика, Греческий и Итальянский, копирующий дворик палаццо Барджелло во Флоренции.

Благодаря хлопотам И. Цветаева в дар музею было передано ценнейшее собрание древнеегипетских артефактов востоковеда В. Голенищева, полотна итальянской живописи XIII–XV вв. из коллекции дипломата М. Щекина, иконы итало-критского письма, работы сиенских мастеров, рисунки нидерландских художников.

31 мая 1912 года в присутствии монарших особ Музей изящных искусств им. Императора Александра III при Московском университете, ныне известный как Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, был торжественно открыт.

В конце ХХ века разросшейся коллекции стало тесно, и музей начал обрастать филиалами. Музей личных коллекций на правах научного отдела открылся в 1994 году. Идею его создания подал литературовед Илья Зильберштейн.

Гордость ГМИИ — великолепные коллекции живописи французских импрессионистов, постимпрессионистов, в свое время конфискованные у купцов Сергея Щукина и Ивана Морозова. «Красные виноградники в Арле» Ван Гога, «Голубые танцовщицы» Дега, «Девочка на шаре» Пикассо, «Портрет актрисы Жанны Самари» Ренуара и многие другие работы находятся в здании Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков. В середине XVIII века на этом месте располагался левый флигель усадьбы Голицыных, в 1890-х годах перестроенный и разместивший в своих пространствах гостиницу «Княжий двор».

Построить маршрут до ГМИИ им. Пушкина и узнать об интересных местах поблизости поможет турсервис RUSSPASS.

Фото: Алексей Макаров, pastvu.com