, 2 мин. на чтение

Московский дом: Малый театр

Театральный проезд, 1
1838–1840 гг.
Архитекторы: Осип Бове, Константин Тон

Москва постепенно приходила в себя после разрушительных наполеоновских пожаров. Комиссия по застройке и благоустройству города задумала образование новой парадной площади, «первейшей по устроению и пространству», перед зданием сгоревшего в 1805 году Петровского театра. О Малом театре рассказываем в рамках проекта «Московский дом».

«Сделать соображение», то есть проектировать площадь предстояло выдающемуся классику Осипу Ивановичу Бове.

К 1819 году архитектор завершил эскизные проекты новых зданий, выходящих на Театральную площадь, и началась раздача земель домовладельцам и застройка пустующих участков.

Архитекторам комиссии, привлеченным к работам, строжайше предписывалось придерживаться фасадов, нарисованных Бове. Через три года торговец сукном, купец Василий Варгин с компаньоном, коллежским советником Иваном Таманским, покупают участок под номером три и поручают архитектору Александру Филипповичу Элькинскому строить трехэтажный дом с арками и галереями на главном фасаде. Здание чуть-чуть отступило от красной линии Театральной площади.

1900

В 1823 году дом берет в аренду для постоянных выступлений Казенная драматическая труппа, ведшая свою историю от созданного в 1759 году при Московском университете публичного театра под управлением драматурга и поэта Михаила Матвеевича Хераскова. Бове приспосабливает здание под театральные нужды, «с полом сцены, с ложами в три яруса, бенуарами и верхними для зрителей галереями», а также «с устроением кресельных скамеек для зрителей, люстры, лампы, мебели, занавески и прочих декораций». Варгин берет на себя ответственность за поставку стройматериалов и наем работников, равно как и за прочность устройств в доме, поступающем внаем под театр: «капитальных стен, сводов, стропил, крыши, печей и труб», а также их «починку и поправку».

26 октября 1824 года драматическая часть Московской труппы Императорского театра дала свое первое представление на этой сцене. В тот вечер зрителям была явлена увертюра композитора Алексея Верстовского, а после — «представление-балет» «Лилия Нарбонская, или Обет рыцаря» сочинения князя Александра Шаховского и балетмейстера Шарля Дидло.

Так открылся Малый театр. Вначале название «малый» с заглавной буквы не писалось. Оно существовало для того, чтобы не путать со стоящим рядом «большим» театром, композиционным центром Театральной площади.

«Малый» по сравнению с «большим» был узок и вмещал в себя 650 мест. В 1838–1840 годах архитектор Константин Тон перестроил театр, расположив зрительный зал со сценой в пустующем до этого дворе. Эта театральная коробка с фасадом бело-желтого цвета, выдержанным в стиле позднего классицизма, дожила до наших дней. Четыре яруса украшает лепной и резной по дереву декор — картуши и гирлянды. Это настоящий памятник истории русского театрального дела.

О театре Бове остались лишь отрывочные воспоминания современников, что-де его убранство было великолепно и «слишком золотисто». Представление об утраченном интерьере, по счастью, сохранил макет с разрезом, выполненный «комиссаром здания» И. Е. Покровским. С тех пор Малый театр неоднократно ремонтировался, так как воды протекающей теперь уже в трубах Неглинки подтапливали фундамент. Самые крупные реконструкции здания прошли в 1945–1947 и 2011–2016 годах. В 1929 году у стен театра был установлен бронзовый памятник драматургу Александру Островскому. Скульптор Николай Андреев (автор знаменитого памятника Гоголю, ныне во дворе дома на Никитском бульваре) изобразил автора 48 пьес, поставленных на сцене Малого, сидящим в кресле и погруженным в глубокие раздумья.

Построить маршрут до Малого театра и узнать об интересных местах поблизости поможет турсервис RUSSPASS.

Фото: Максим Мухин, pastvu.com