Евгения Гершкович

Московский дом: особняк Зинаиды Морозовой

2 мин. на чтение

Спиридоновка, 17
1893–1898 гг.
Федор Шехтель

24 июня 1888 года Савва Тимофеевич Морозов по пылкому увлечению женился на Зинаиде (по святцам Зиновии) Григорьевне, урожденной Зиминой. Наследник Никольской мануфактуры, хлопковых полей, химических заводов, внук основателя морозовской династии Саввы Васильевича, он увел жену-красавицу у своего двоюродного племянника. Об особняке Зинаиды рассказываем в рамках проекта «Московский дом».

Зинаида происходила из старообрядческой семьи, любила роскошь и стремилась сделаться светской дамой. Любящий супруг подарил жене элегантный особняк (ныне здесь дом приемов МИД), причем абсолютно новаторский для своего времени, в аристократическом районе Москвы. Молодой промышленник вполне мог себе это позволить.

1900

Особняк Зинаиды Морозовой на Спиридоновке — раннее, но оставшееся непревзойденным произведение Федора Шехтеля. Для тогда еще не очень известного архитектора это был первый заказ столь крупного масштаба. Плюс ко всему Шехтель был отчислен с третьего курса Московского училища живописи, ваяния и зодчества и не имел разрешения не только производить строительство, но и ставить подпись под чертежами. Поэтому все листы подписывал помощник, архитектор Иван Кузнецов.

Савва Морозов слыл англоманом, учился в Кембридже, в Манчестере постигал основы текстильного производства и, разумеется, мечтал об особняке в английском духе.

Проект Шехтель составил за два месяца, предоставив заказчику шестьсот листов с подробнейшими чертежами и даже эскизами мебели. Продумывать все детали вплоть до дверной ручки стало одной из главных особенностей творческого метода замечательного архитектора.

В этой работе он стремился вырваться из оков эклектики и нащупывал новый язык для высказывания. Конечно, то были упражнения нового стиля, получившего название модерн, с которым Шехтель будет ассоциироваться в первую очередь.

В своих поисках он прибег к помощи готики и совершенно по-новому интерпретировал ее ритм, гармонизировал структуру, смысловые акценты.

По сути, это был уже не особняк даже, скорее городская усадьба, многоступенчатая динамичная композиция выразительных объемов, свободно раскинувшихся по участку. Однако и с традиционной усадебной структурой особняк Морозовой не имел ничего общего.

Строение с переменной этажностью напоминало средневековый замок, где одноэтажные объемы чередуются с двухэтажными, плюс полуподвал. Архитектор дарит зрителю множество ракурсов. Главный фасад отсутствует, ибо каждый дворовый, с парадным крыльцом, террасой или лестницей, здесь может оказаться в роли главного.

Доминантой служит заостренная угловая башня с крепостными зубцами.

Стены окрашены светлой охрой. На этом весьма лаконичном фоне доминируют готические элементы: ряды трилистников, стрельчатых и арочных окон, химеры и каменные маски.

Подземным переходом основной объем соединился с котельной, прачечной, комнатами прислуги и собственной электростанцией. Для декорации романтических интерьеров замка, решенных на контрасте темных и светлых пространств, Шехтель привлек Михаила Врубеля. По эскизам художника был выполнен витраж с рыцарем, отправляющимся в поход, а напротив, возле парадной лестницы, служившей логическим центром дома, появилась свободная вариация на тему фонтанов в средневековых городах — скульптурная группа «Роберт и Бертрам».

Еще один художник оставил свой след в особняке на Спиридоновке. И это Константин Богаевский. Уже по заказу нового хозяина, Михаила Рябушинского, в 1909 году купившего дом за 870 тыс. руб., он исполнил три панно: «Даль», «Солнце», «Скала», продолжив живописную сюиту «Утро», «Полдень», «Вечер»,созданную Врубелем для Малой гостиной особняка.

Построить маршрут до особняка Зинаиды Морозовой и узнать об интересных местах поблизости поможет турсервис RUSSPASS.

Фото: Максим Мухин, pastvu.com

Подписаться: