Московский Кремль
1491 г.
Архитектор: Пьетро Антонио Солари
«Коль славен наш Господь в Сионе», гимн композитора Бортнянского на стихи Хераскова, отбивали большие куранты проездной Спасской башни. Еще ее называли Фроловской, Фрололаврской и даже Иерусалимскими воротами. Рассказываем о ней в рамках проекта «Московский дом».
Дорога от башни вела к храму святых мучеников Флора и Лавра на Мясницкой, в 1934 году снесенному (сейчас на этом месте автостоянка у театра Et Cetera). Отсюда пошло это название.
С городом Кремль связывался через проездные ворота, и именно Спасские испокон веков особо почитались как святые, главные. Через проем в этой мощной городской доминанте въезжали великие князья, цари, императоры, иностранные послы и высокие гости, а духовенство совершало здесь крестные ходы.
Со стороны Кремля над воротами по сей день можно видеть начертанную славянской вязью надпись, содержащую важные для нас, потомков, сведения:
«В лето 6999 [1491 г.] июля Божиею милостию сделана бысть сия стрельница повелением Иоанна Васильевича государя и самодержца всея Руси и великого князя Володимирского и Московского и Новгородского и Псковского и Тверского и Югорского и Вятского и Пермского и Болгарского и иных в 30 лето государево его, а делал Петр Антоний Солярио от града Медиолана».
Таким образом стало известно, что «стрельница» сооружалась мастером из Милана Пьетро Антонио Солари при Иване III.
Проект реализовывался в рамках масштабной перестройки белокаменного Кремля, обветшавшего и уже не способного выполнять защитную роль. Для этого выбрали новый, более надежный материал — красный обожженный кирпич.
Вначале кирпичная башня, образец фортификационного искусства, была гораздо ниже и представляла собой четырехгранник с двумя боковыми бастионами и кирпичной же пристройкой, пробитой проездной аркой. От неприятеля ее перекрывали герсами — железными решетками. Затворы ворот с двух сторон были расписаны «по золоту цветами». На втором ярусе располагались галереи, выше — зубцы с бойницами. Венчал башню деревянный шатровый купол с набатными колоколами.
Шотландскому механику Христофору Галовею, в летописях значащемуся как Христофор Христофоров, царь Михаил Федорович поручил устройство на Спасской башне часов сложного механизма. Над воротами в 1624–1625 годах Галовей при участии мастера Бажена Огурцова поставил высокую многоярусную башню в готическом стиле. Башня завершалась восьмигранной формой с открытыми арочными звонами и кирпичным шатром. Через год пожар, охвативший Кремль, уничтожил часы, однако Галовей их восстановил.
В 1658 году над въездом появился образ Спасителя Смоленского, и вот тогда Фроловская башня и стала Спасской.
Еще при Петре I часы Галовея заменили немецкими, с 12-часовым циферблатом. А новые куранты с боем появились в 1852 году. Их изготовили часовщики, братья Николай и Иван Бутенопы. Отбивали часы упомянутый гимн Бортнянского, который в 1917 году сменился «Интернационалом».
Через двадцать лет шпиль осветила рубиновая звезда. Красавица краснокирпичная Спасская башня на Красной площади, отделанная белокаменным декором, ныне достигает высоты 71 м.
Построить маршрут до Спасской башни и узнать об интересных местах поблизости поможет турсервис RUSSPASS.
Фото: Алексей Макаров, pastvu.com