Петровский пер., 3
1885 г.
Архитектор: Михаил Чичагов
Федор Адамович Корш, обрусевший немец, сын старшего врача при штабе грузинского гренадерского полка, родился в городе Белый Ключ Тифлисской губернии. Юрист, присяжный поверенный, поклонник Мельпомены, игравший в любительских спектаклях. Удачная женитьба на дочери ростовщика Екатерине Ивановне Шевелкиной принесла Федору Адамовичу неплохое приданое.
30 августа 1882 года решившийся наконец оставить судебную практику Корш основал собственный театр. Тем более что руки развязывала отмена государственной монополии императорских театров, происшедшая за год до этого.
Русский драматический театр, более известный как Московский частный театр Ф. А. Корша, стал частным театральным предприятием, притом чрезвычайно популярным у публики и весьма коммерчески успешным. Рассказываем о нем в рамках проекта «Московский дом».
Строительство театра финансировал промышленник и филантроп, сооснователь «Товарищества кожевенной и суконной мануфактур Алексея Бахрушина сыновей» Александр Бахрушин. На выгодных условиях купец сдал Коршу участок земли в тогдашнем Богословском переулке (ныне Петровском) и ассигновал 50 тыс. руб.
Строить новый театр позвали архитектора Михаила Николаевича Чичагова.
В театральной среде он считался своим человеком, о нем ходила слава как о театральном архитекторе, мастере псевдорусского стиля.
Кстати, брат Михаила, тоже архитектор, Дмитрий Николаевич Чичагов построил здание Московской городской думы (впоследствии Музей Ленина, ныне Исторический музей). Однако сей краснокирпичный терем неподалеку от Кремля все же появился на пятилетие позже театра Корша, поэтому ясно, кто из братьев у кого что позаимствовал.
Здание театра, характерный образец именно псевдорусского направления в архитектуре, вышло у Чичагова воистину сказочным: с высоким крыльцом, с башенками на крыше, тройным арочным входом, поясками и ширинками, изразцами и бочонками.
Строительство происходило стремительно: 5 мая 1885 года был заложен первый камень, 30 августа театр уже открывал свои двери.
Федор Корш был перфекционистом.
Антрепренер, которого чаще называли «театральным фабрикантом», оснастил свой театр электрическим освещением. Правда, говорят, в нем не было гардероба, что странно. Но, впрочем, зрители легко могли оставлять верхнюю одежду в каретах, на которых приезжали в театр.
Каждую пятницу у Корша давались премьеры и для расширения зрительской аудитории устраивались «утренники», то есть те же спектакли, что и вечером, но только с билетами подешевле, всего за 20 копеек. Корш спешил показать публике все европейские новинки, даже толком еще не переведенные на русский язык. Ставились пьесы Ибсена, Шекспира, Ростана. Ставили и Толстого, Островского, играли «Дядю Ваню» Чехова, его водевили «Медведь» и «Свадьба».
Перед самой революцией Федор Корш продал свой театр актеру Морицу Мироновичу Шлиглейту, а сам уехал на Кавказ.
С 1933 года бывший Театр Корша — филиал МХАТа.
В 2006 году здание передали Театру Наций, собственного помещения не имевшему. Реконструкцией, обошедшейся в 2 млрд руб., руководил известный театральный художник Александр Боровский. Совместить сохранение исторического облика творения Чичагова с организацией современного театрального пространства было задачей непростой. Цвет кирпича Боровский превратил в главный акцент. Колористика зрительного зала построилась на элегантном сочетании глубокого серого и терракоты. В подземной части театра наконец был предусмотрен просторный гардероб.
Построить маршрут до Театра Наций и узнать об интересных местах поблизости поможет турсервис RUSSPASS.
Фото: Максим Мухин, pastvu.com