Сколько театров в Москве? Забавно, однако точной цифры нет: театр весьма подвижная субстанция. А начиналось с одного — первого в нашего городе театра, вернее, тогдашнем ближайшем пригороде. Увеселительная институция появилась по велению царя Алексея Михайловича (Тишайшего) в 1672 году. В селе Преображенском соорудили так называемую Комедийную хоромину.
За предприятие отвечал «великого государя ближний боярин» Артамон Сергеевич Матвеев, прославившийся как первый на Руси «западник».
Хоромина собой являла вместительную палату с отгороженной завесой сценой. Стены были обиты красным сукном, полы — зеленым. Царица с царевнами, а театр считался придворным, за действием наблюдали сквозь решетку в специальном помещении-клети у дальней стены. Царь же сидел в кресле и спектаклем остался весьма доволен.
Представляли приглашенные профессиональные актеры, разумеется, иноземцы. Женские роли исполняли мужчины. «Комедийная хоромина» открывалась инсценировкой библейского текста на немецком языке (переводчики-толмачи предусматривались) под названием «Артаксерксово действо». По окончании публика чинно отправилась в баню смывать с себя грехи.
Правда и в самом Кремле, между Комендантской и Западной башнями, к этому времени уже существовал так называемый Потешный дворец, который царь построил для своего тестя, боярина Ильи Милославского.
Для узкого круга в нем устраивались, опять-таки силами иностранных актеров, театральные постановки, именуемые потехами.
За Москвой постепенно закреплялась слава театрального города. Считающийся основателем русского театра Федор Волков, житель Ярославля, именно в Москве увлекся театральными представлениями, разыгрываемыми студентами Славяно-греко-латинской академии.
Первый частный театр в Москве устроил Джованни Батиста Локателли, антрепренер, певец и актер, прибывший к нам из Италии в 1757 году.
У Красного пруда, за Земляным городом (примерно там, где сейчас Комсомольская пл.), строится Оперный дом, где итальянская труппа давала представления, преимущественно оперы. По воспоминаниям, Оперный дом был большим вместительным зданием, с двумя ярусами лож и галереей между ними. «Изрядная и новая архитектура построенного театра» принадлежала архитектору, инженеру и живописцу из Болоньи Анжиолю Карбону.
25 мая 1759 года здесь состоялась премьера комедии М.-А. Леграна «Новоприезжие».
Примечательно, что во время правления Александра I, в 1803 году, в российском театре произошло разделение на труппы — оперную и драматическую. Инициатива принадлежала Катарино Альбертовичу Кавосу, композитору, педагогу, отцу архитектора Альберта Кавоса, будущего автора Большого театра.
Само это великолепное здание — украшение Москвы — пример тщательно обдуманного расположения. Большой театр проектировался именно для площади, тем самым в системе городской застройки по умолчанию заняв положение доминанты, центра композиции.
Классический фасад с мощным колонным портиком, треугольным фронтоном — тот самый образ, с которым в Москве отныне стали связывать здания именно театральной функции. Конструкция сцены представляла собой глубокую коробку с колосниками, а многоярусный зрительный зал согласно «итальянской системе» имел форму подковы, обеспечивающей нужный акустический эффект.
Театр — искусство эфемерное, оставляющее мало материальных свидетельств своего существования. Но театр не только действо, но и архитектурное сооружение, в котором это действо происходит.
История Москвы до ХХ столетия знает не так много примеров строительства зданий непосредственно для театра.
Как правило, под представления приспосабливали усадьбы и дома, прежде бывшие жилыми. Примеры тому — Малый театр, Театр оперетты, Наполеоновский театр на Большой Никитской (печально известная, ныне почти уничтоженная усадьба Позднякова — Юсупова), МХАТ в Камергерском переулке, Театр имени Пушкина, перестроенные из городской усадьбы, некогда бывший доходным домом Театр на Бронной, когда-то дом Сабашниковых Театр Вахтангова, «Ленком», преобразившийся из Купеческого клуба.
Но и список театров, построенных специально в нашем городе, весьма внушительный, но вполне поддающийся счету. Подробные рассказы о ведущих театрах и зданиях, в которых они расположены, будут появляться на странице нашего проекта «Московский дом».
Фото: Максим Мухин