Лаврушинский пер., 10
1873–1904 гг.
Архитектор А. Каминский, автор фасада В. Васнецов
Расписку от живописца Василия Худякова об уплате 450 руб. за полотно «Стычка летучего отряда с финскими контрабандистами» молодой купец Павел Михайлович Третьяков (1832–1898) получил 22 мая 1856 года. Эта дата считается днем основания национального музея русского изобразительного искусства. О Третьяковской галерее рассказываем в рамках проекта «Московский дом»
Один из отечественных «льняных королей» тогда и определился с кругом интересов. Вектор коллекционерской страсти Павел Третьяков направил именно на русскую художественную школу.
Свое происхождение династия Третьяковых вела от Елисея Мартыновича Третьякова, купца Малого Ярославца, который перебрался в Москву в 1774 году с женой и двумя сыновьями. Третьяковы владели Новой Костромской мануфактурой льняных изделий, и семейный бизнес шел весьма успешно. Правнук Елисея, Павел Третьяков мог себе позволить тратить значительные деньги на свою коллекцию и планы по созданию общедоступного музея изящных искусств в Москве. Текстиль и «лавки в холщовом ряду, что на Ильинке» приносили стабильный доход.
В Замоскворечье, в переулке, названном по фамилии домовладелицы, купеческой вдовы Анисьи Лаврушиной, Павел Михайлович купил двухэтажный кирпичный особнячок, окруженный садом.
Сад вырубили. Для разрастающейся коллекции архитектор Александр Степанович Каминский, приходившийся Третьякову зятем, подготовил проект расширения дома. Это было левое крыло будущей галереи с тремя новыми залами. Через десять лет выросло и правое крыло, и галерея открылась для всех желающих. В собрании тогда уже насчитывалось 1287 живописных полотен и 518 листов графики. А затем Третьяков подарил свое детище городу, за что получил от Думы звание почетного гражданина Москвы. Известно, что Павел Михайлович просил, чтобы процесс дарения произошел возможно более тихо, без лишнего шума, не желая находиться в центре внимания. Но ему это не удалось, событие приобрело широкий резонанс.
В 1901–1902 годах, уже после кончины коллекционера, художник Виктор Михайлович Васнецов, автор «Богатырей» и «Аленушки», спроектировал для картинной галереи парадный фасад — подобие сказочного терема и древнерусской книжной заставки с Георгием Победоносцем, поражающим дракона. Игорь Эммануилович Грабарь, историк искусства и художник, 2 апреля 1913 года избранный попечителем музея, вдохновенно взялся за формирование экспозиции.
Васнецовский фасад стал эмблемой Государственной Третьяковской галереи, свое название получившей 3 июня 1918 года решением Совнаркома.
В 1926 году директором ГТГ стал архитектор Алексей Викторович Щусев, занимавшийся также проектами расширения музейных помещений и новых пристроек. Например, для экспонирования масштабного полотна А. Иванова «Явление Христа народу» специально был выстроен двухэтажный корпус.
В 1980 году у фасада главного здания музея установили памятник основателю музея Павлу Третьякову, автором которого стал скульптор Александр Кибальников.
С южной стороны Третьяковки в 1989 году был сооружен так называемый Инженерный корпус с просторными выставочными залами для временных экспозиций.
Построить маршрут до Третьяковской галереи и узнать об интересных местах поблизости поможет турсервис RUSSPASS.
Фото: Максим Мухин, pastvu.com