Юности, 2, стр. 11
1756–1775 гг.
Архитекторы: Шарль де Вальи, Карл Бланк, Федор Аргунов, Алексей Миронов
Граф Петр Борисович Шереметев в 1743 году женился на единственной дочери великого канцлера Алексея Черкасского княжне Варваре. В приданое невеста получила селения Вешняки и Выхино, граничащие с низкой заболоченной равниной, поросшей неказистым леском, годной лишь для охоты.
Шереметев смог превратить этот непривлекательный «кусок» земли в роскошный дворцовый ансамбль с искусственными водоемами и великолепным парком, современниками сравниваемый с Версалем. Про усадьбу Кусково рассказываем в рамках проекта «Московский дом».
В зеркальной трапеции большого водоема отражался нежно-розовый («цвета утренней зари») фасад главного дома. Он был выстроен из дерева, имитирующего камень. По двум пологим пандусам прямо ко входу подкатывали кареты.
Автором проекта дворца, возведенного в «масштабе человека», считается француз Шарль де Вальи, чертежей которого из Парижа граф поджидал с крайним нетерпением.
Кусково остается едва ли не единственным образцом русского рокайльного искусства. Легким духом рококо пропитана вся атмосфера усадьбы — стиль без труда угадывается в изящно игривом завитке, блеклой гамме красок, миниатюрности форм; в чудесном сочетании парадной роскоши и безыскусной простоты.
Под руководством садовника Андрея Фохта в Кусково был разбит регулярный французский парк с дорожками, сходящимися многолучевыми звездами, согласно тогдашней моде. По сторонам партеров потянулись зеленые стены — боскеты. Молодые липы тщательно выстригались шарами и забавными фигурами Бахусов, лежащих собачек, гусей и куриц. Самой затейливой постройкой в кусковском парке считался павильон «Грот», возведенный к 1771 году крепостным архитектором Федором Аргуновым.
Таинственный свет струился по стенам и сводам купольного зала, декорированным раковинами переливчатых цветов и вьющимися штуковыми водорослями. Фигурки музицирующих селян в нишах также изготовлены были из раковин; откуда-то появлялись драконы, причудливые птицы и растения из стекла и перламутра. Прихотливые цветочные бра и люстра в виде веток с листьями освещали всю эту фантасмагорию. У подножия ступеней в маленьком прудике плавали черные лебеди.
На берегу точно такого же пруда, похожий на игрушку, стоял Голландский домик, со всех сторон окруженный огородом на голландский же манер. Домик был так мал, что дамам в платьях с фижмами приходилось протискиваться туда боком.
На фоне узорчатых газонов парка на пьедесталах красовались беломраморные античные божества. По главной оси располагались солнечные часы, колонна с помпезной статуей богини мудрости Минервы (скульптор Архип Иванов) и обелиск разноцветных гранитов, пожалованный Шереметеву Екатериной II в память посещения Кусково.
В 1788 году владелец Кусково скончался. Его сын Николай был уже увлечен усадьбой Останкино. В Кусково с тех пор ничего более не создавалось, а только поддерживалось. Столетие спустя писали: «Что же сохранилось до нашего времени от пышного великолепия этой сгоревшей как фейерверк золотой сказки?»
Ныне в Кусково музей, где, кроме всего прочего, хранится ценнейшее собрание русского фарфора и керамики.
Построить маршрут до усадьбы Кусково и узнать об интересных местах поблизости поможет турсервис RUSSPASS.
Фото: Алексей Макаров, pastvu.com