1-я Останкинская, 5, стр. 1
1792–1798 гг.
Архитекторы: Джакомо Кваренги, Винченцо Бренна, Франческо Кампорези, Иван Старов, Павел Аргунов, Алексей Миронов, Григорий Дикушин
«Осташково на суходоле» — именно под таким названием будущее Останкино упоминается в письменных источниках середины XVI века. По одной из версий, Иван Грозный подарил его Анне Колтовской, своей четвертой жене, лишь несколько месяцев побывшей царицей. Об усадьбе Останкино рассказываем в рамках проекта «Московский дом».
В 1743 году Останкино в приданое получает княжна Варвара Черкасская, выходя замуж за графа Петра Шереметева.
Особое внимание на этой усадьбе сосредоточил их единственный сын Николай Шереметев, человек несметно богатый и прекрасно образованный. Граф много путешествовал и прослушал курс лекций в Лейденском университете. Приступая к строительству летней увеселительной резиденции — дворца в Останкино, он задумал совершить «величайшее, достойное удивления и принятое с восхищением публикою дело».
К проекту была причастна целая команда зодчих: с итальянской стороны — Джакомо Кваренги, Винченцо Бренна, Франческо Кампорези, с русской — Иван Старов и крепостные архитекторы Павел Аргунов, Алексей Миронов, Григорий Дикушин.
Дворец, выдержанный в стиле классицизма, посвятили Аполлону и, естественно, окрасили в аполлонов цвет утренней зари с белыми деталями: скульптурными рельефами — многочисленными фигурами танцующих вакханок, сочными плодовыми и цветочными гирляндами, символизирующими «приятности и пользы». Балясины на фасаде первоначально были золочеными, поскольку золото — символ света — непременный аполлонов атрибут.
Главная идея XVIII века — «развлекая поучать» — сполна воплотилась в великолепном детище графа Шереметева, ставшем гигантской декорацией-«обманкой», созданной на потеху именитых гостей.
Первый розыгрыш — сама архитектура. Полностью деревянный, возведенный по распространенной в Европе, но неведомой до того в России каркасной системе дворец был оштукатурен под кирпич. Детали внутреннего убранства, выглядевшие бронзовыми и мраморными, на деле оказывались лишь деревянной имитацией, искуснейшей подделкой.
Всюду гостей подстерегали всяческие «кунштюки». Интерьеры сменялись один за другим, как картины в спектакле, роскошь соседствовала с бутафорией, реальное пространство продолжалось в иллюзорном, создаваемом многочисленными зеркалами.
Во дворце главным мотивом был «просвещенный досуг» — посещение театра. В отличие от большинства представителей российского дворянства того времени склонность к модной тогда забаве превратилась у Николая Петровича из развлечения в дело жизни.
Театр находился в центральной части дворца, фланкированный боковыми павильонами, Итальянским и Египетским.
30 апреля 1797 года давали оперу Гретри «Браки самнитян», где главную партию исполняла примадонна крепостной труппы, семнадцатилетняя Прасковья Ивановна Ковалева, по сцене Жемчугова.
Воспитывалась Прасковья, дочь кузнеца, в графском доме, училась сценическому и музыкальному искусству. В 1798 году Ковалева получит вольную, а в 1800-м станет графиней.
Венчание с Николаем Петровичем Шереметевым почти без свидетелей пройдет в скромной церкви Симеона Столпника, что в начале нынешнего Нового Арбата.
Построить маршрут до усадьбы Останкино и узнать об интересных местах поблизости поможет турсервис RUSSPASS.
Фото: Вадим Разумов, pastvu.com