Эпоха авангарда, краткий как вспышка период невероятного взлета художественной мысли, откликнувшейся на вызов нового времени, — 1920–1930-е годы.
На эксперименты советских архитекторов, во многом предвосхищавшие будущее, равнялся весь мир, и на Западе многим (и Ле Корбюзье был в их числе) тогда казалось, что только в СССР возможна свобода творчества.
Мастера авангарда выступали со смелыми идеями, предлагая невиданные ранее и весьма выразительные формы. Иные достигли реализации.
Владимир Татлин был автором проекта памятника III Интернационалу — высокой наклонной башни. Прихотливая форма состояла из двух металлических спиралей, внутри которых по кругу вращали свои оси куб, цилиндр и пирамида.
Эль Лисицкий работал над замыслом «горизонтальных небоскребов» и даже на пересечении улиц с Бульварным кольцом подобрал место для них.
Владимир Шухов демонстрировал полет фантазии уникальным техническим решением и изящным силуэтом ажурной башни радиостанции имени Коминтерна на Шаболовке.
Константин Мельников для своей семьи построил дом, представляющий собой два вертикальных цилиндра, пересекающих друг друга.
Георгий Крутиков спроектировал фантастический «Летающий город». По мнению молодого архитектора, на высоту целесообразнее было бы поднять жилье, дома-коммуны, а землю использовать для отдыха и туризма. Сообщение осуществлялось бы с помощью универсальной кабины — как летающей по небу, так и передвигающейся по земле.
Насущные проблемы, реальная ситуация экономического кризиса все же диктовала свои условия. При строительстве на первый план выходили принципы целесообразности и практичности сооружений. Формула «искусство ради искусства» уже не была актуальна. Искусство должно было служить производству, а производство — народу.
Организация жизни людей в связи с их потребностями и создание комфортных условий для труда и быта становились предметом первой необходимости. Время требовало аскетичности конструкции и декора, природной естественности материалов, строгости, простоты и логичности форм.
Теоретик искусства Алексей Ган в 1922 году выпустил труд под названием «Конструктивизм».
Через два года архитектор Моисей Гинзбург применил термин «конструктивизм», восторженно описывая в своей книге «Стиль и эпоха. Проблемы современной архитектуры» Дворец труда, проект братьев Весниных, так и оставшийся проектом (сегодня на месте, предназначенном для грандиозного Дворца, находится гостиница «Москва»).
Маститые зодчие и молодые дебютанты, все были увлечены языком новой архитектуры, даже составляя друг другу конкуренцию. Показательно, что в этот период объявляются первые крупные и даже международные архитектурные конкурсы, дающие возможность профессиональным силам заявить о себе.
Москва в 1920–1930-е годы переживает строительный бум. В столице сооружается небывалое количество конструктивистских зданий различной функции и типологии.
Многие из этих сооружений, к счастью, дошли до наших дней, обретя охранный статус. Сегодня конструктивистские дома составляют портрет и славу нашего города, не давая забыть о столь недолгом, но таком бурном новаторском этапе в истории отечественной архитектуры.
Поворотным и роковым стал 1932 год. Он заставил поменять амплуа и стилевую ориентацию. Именно тогда было принято судьбоносное для советского искусства и обозначающее конец архитектурного авангарда постановление «О перестройке литературно-художественных организаций». Обозначился поворот к классическому наследию.
Подробные рассказы о знаковых домах и сооружениях 1920–1930-х годов будут появляться на странице нашего проекта «Московский дом».
Фото наверху: Здание Центросоюза/ Максим Мухин, Алексей Макаров