search Поиск Вход
, 3 мин. на чтение

У них была великая эпоха: портреты Боба Дилана, Марлен Дитрих и Дженис Джоплин в KGallery 

, 3 мин. на чтение
У них была великая эпоха: портреты Боба Дилана, Марлен Дитрих и Дженис Джоплин в KGallery 

В петербургской KGallery открылась выставка «Барри Файнштейн: культовые фотографии от Боба Дилана до Стива МакКуина». В нее вошли около 50 работ фотографа, который во всем мире известен прежде всего как летописец американского рок-н-ролла.

В конце 1950-х молодой Файнштейн попал в Голливуд благодаря знакомству с Гарри Коном, основателем Columbia Pictures: работал сначала ассистентом на студии, потом фотографом на фильмах, а позднее и сам стал снимать голливудских звезд. Одновременно Барри делал фоторепортажи для агентства Magnum Photos о важнейших событиях общественно-политической жизни США: инаугурации Джона Кеннеди, «Марше на Вашингтон», предвыборной кампании Ричарда Никсона. С середины 1960-х Файнштейн начинает работать с рок-музыкантами: ездит с ними в туры, снимает документальные фильмы, фотографирует концерты и фестивали 1960-х. Снимки Файнштейна использованы на обложках более 500 музыкальных альбомов, включая «The Times They Are A-Changin’» Боба Дилана, «All Things Must Pass» Джорджа Харрисона и «Pearl» Дженис Джоплин.

Боб Дилан. Бристоль, Англия, 1966

Стив Маккуин, горящая резина на съемках фильма «Буллит». Сан-Франциско, 1968

Джордж Харрисон. Фрайар Парк, Англия, 1970

Экспозиция разделена на три тематические части. На первом этаже в «Голливуде» — фото кинозвезд, среди которых Бетт Дэвис, Элизабет Тейлор, Джуди Гарленд, Стив Маккуин и Марлон Брандо. Рядом в «Музыке» можно увидеть среди прочих портреты Джорджа Харрисона, Эрика Клэптона, Майлза Дэвиса, Ареты Франклин и Мика Джаггера. Второй этаж посвящен Бобу Дилану, которого Барри в качестве официального фотографа сопровождал в турах 1964 и 1973 годов — именно эти снимки принесли Файнштейну мировую славу.

Ксения Ремезова, куратор выставочных проектов KGallery

Чем, на ваш взгляд, Барри Файнштейн интересен как фотограф?

Конечно, его снимки интересны прежде всего как свидетельства эпохи. Поэтому для восприятия работ Файнштейна так важен контекст, и здесь бывают неожиданные параллели. Например, у нас на выставке есть фотография Джейн Мэнсфилд, голливудской актрисы, которая была одним из секс-символов 1950-х — начала 1960-х, и на ней есть приписка: «В день убийства Кеннеди». Во время фотосессии в доме Мэнсфилд Барри узнал об убийстве Кеннеди, чью инаугурацию он когда-то снимал, и сделал эту пометку. А в репортажных съемках он всегда ловил какие-то выразительные детали. Например, когда Уильям Уайлер получил в 1960 году «Оскар» за фильм «Бен Гур», Файнштейн снял не портрет режиссера, а его руку — с сигаретой и статуэткой. И хотя мы не видим лица Уайлера, но очень хорошо чувствуем момент: основные волнения позади, и вот оно — умиротворение от победы. Или Элизабет Тейлор с «Оскаром» — тут он тоже поймал необычный кадр: актриса не смотрит в камеру Барри, она смотрит в другую сторону, видимо, на тех светских фотографов, которые тоже ее снимают и кричат: «Посмотрите сюда! Сюда, пожалуйста!» Поэтому можно сказать, что у него всегда была своя точка зрения и своя выразительность.

Есть ли у вас любимые фотографии среди тех, что представлены на выставке?

Мне очень нравится фотография Уайлера c «Оскаром», которую я уже упоминала, несколько фотографий Дилана, особенно та, что называется «Боб Дилан. Гигант» 1966 года (снимок сделан с уровня земли, так что наклонившийся к камере Дилан кажется Гулливером на фоне не достающих ему до колена домов на заднем плане. — «Mocквич Mag»). Еще я бы, наверное, отметила фотографию Марлен Дитрих.

Марлен Дитрих на похоронах Гэри Купера. Беверли-Хиллз, Калифорния, 1961

Здесь опять важен контекст: дело в том, что она сделана на похоронах Гэри Купера, с которым Дитрих вместе снималась в «Марокко», и у них был короткий роман. Такими историями фотографии Файнштейна тоже, безусловно, могут быть интересны — благодаря им его работы получают дополнительную глубину.

Можно ли кого-то из наших фотографов назвать «русским Файнштейном»? Есть ли у русского рок-н-ролла свой летописец?

Сейчас в Петербурге в Шереметевском дворце проходит выставка, посвященная 40-летию Ленинградского рок-клуба. Там показывают работы фотографа Валентина Барановского, который мастерски снимал и классический балет, и рок-концерты. То есть, с одной стороны, у него есть портреты Михаила Барышникова, Рудольфа Нуреева и Натальи Макаровой, а с другой — фотографии Гребенщикова, «Кино» и «Алисы», которые на этой выставке и представлены. Наверняка можно вспомнить еще кого-то, но мне первым на ум приходит именно Барановский.

Выставка продлится до 5 сентября.