В 2017 году, почти сразу после открытия первой пиццерии Maestrello на Покровке, ее владельцы Джулия Маэстрелло и Фабио Бресан получили претензию от Валентино Бонтемпи. Оказалось, ранее он зарегистрировал в России товарные знаки со словами «пинса» и «пинца» и запрещает другим рестораторам использовать эти слова в названии заведения и меню ресторана иначе, как с его согласия и при условии выплаты ему роялти в сумме 5 млн рублей с одного ресторана.
Пинца при этом известна со времен Древнего Рима. Сейчас в рецепте используют смесь муки пшеницы, сои и риса, сухие дрожжи и много воды, а тесто выдерживают 72 часа, чтобы лепешка стала легкой и воздушной.
Maestrello подали возражение против товарных знаков Бонтемпи в Роспатент. «Мы уверены, что по сути это то же самое, как зарегистрировать слово “борщ” или “пельмени” и запрещать другим рестораторам подавать эти блюда», — говорит представитель Maestrello.
Роспатент эти доводы услышал и принял решение в пользу Maestrello. Однако его оспорили в суде по интеллектуальным правам, который вернул товарные знаки Бонтемпи и вновь ограничил использование слов «пинса» и «пинца».
Сумма иска к Maestrello на сегодняшний день выросла до 40 млн рублей. Сейчас компания продолжает бороться в различных инстанциях за свободное использование упомянутых слов, являющихся названием блюда. Предприниматели считают, что действия Бонтемпи не просто несправедливы, но и могут рассматриваться как опасный пример недобросовестной конкуренции.
Формально сегодня никто все еще не имеет права свободно торговать пинцей. Maestrello создали сайт nopizza.ru, на котором подробно рассказывают о ситуации вокруг названия блюда и обращаются к коллегам-рестораторам с призывом объединиться в борьбе за справедливость и честную конкуренцию. На нем также предлагается до снятия ограничений использовать обозначение Pi∎∎a, в котором две буквы намеренно скрыты.
18 февраля Maestrello совместно с Федерацией рестораторов и отельеров России устраивают круглый стол, на который пригласили Бонтемпи (он подтвердил свое присутствие). Маэстрелло и Бресан планируют обсудить ситуацию вокруг пинсы вместе с прессой и слушателями.
В российской практике уже были случаи регистрации широкоупотребимых слов в качестве товарных знаков. Так, было зарегистрировано слово «тирамису», но тот товарный знак был успешно оспорен и отменен. Похожая история произошла и со словом «слайсы». ООО «Молоко», связанное с ресторанной группой White Rabbit Family, владеет товарным знаком Chef’s Table. Получившая от него претензию ресторатор Галина Дувинг урегулировала конфликт в досудебном порядке, но находится в недоумении: «Считаю невозможным для профессионалов действовать таким образом».