Олег Фочкин

Дом недели: дом Черникова

2 мин. на чтение

Хамовники — один из самых активных и сплоченных районов Москвы. Особенно когда это касается защиты исторической застройки города, а здесь памятников архитектуры или просто аутентичных домов, не ломающих общий абрис улиц, более чем достаточно. И когда на горизонте возникает очередной застройщик — стихийно собирается народный сход.

Очередным камнем преткновения стал доходный дом Черникова, вокруг которого развернулись настоящие боевые действия с привлечением депутатов, политиков, прессы, пиарщиков и сопутствующих процессу квакеров.

До недавнего времени в тихом 2-м Неопалимовском переулке, в самом его начале, все было спокойно. Дом №3, равно как и его соседи, утопал в привычной тополиной зелени, привлекая прохладой среди летнего московского зноя и удивляя случайно забредавших пешеходов нестоличным покоем и размеренностью. Здесь цветет миндаль, есть свой сад камней и единственная в районе спортивная площадка.

Дворик составляют кроме упомянутого дом №14 по Новоконюшенному переулку, №14 по улице Бурденко, а также №№2, 9 и 11 по 2-му Неопалимовскому переулку. Все соседи друг друга прекрасно знают и могут рассказать истории о домах и их обитателях. Эта идиллия могла бы продолжаться и дальше.

Но один из самых уникальных домов 550-го квартала — доходный дом гвардии капитана в отставке Александра Черникова — оказался под угрозой сноса.

В апреле 2017 года архитектурный совет Москвы согласился на снос дома Черникова и строительство на его месте шестиэтажного жилого дома по проекту бюро «Цимайло, Ляшенко и партнеры». Жители и градозащитники подняли волну возмущения, и в июне прошлого года департамент культурного наследия Москвы принял заявку о включении дома №3 в реестр объектов культурного наследия. Но уже через пять месяцев исключил его из этого списка.

Дом действительно не просто интересен, это ценный градообразующий объект. Пятиэтажное здание состоит из двух частей. Северная часть построена в 1914–1915 годах по проекту архитектора Серебряного века Валентина Дубовского, специализировавшегося на строительстве доходных домов. В 1926-м, во время нэпа, по частному заказу Лидии Николаевны Хрущевой архитектор Щербаков разработал проект, по которому к южному фасаду дома Черникова был пристроен трехэтажный доходный жилой дом. Через несколько лет его надстроили еще двумя этажами до высоты дома Черникова. Теперь это общий объем со сходным обликом.

Первый дом — настоящий московский модерн с вензелями и скругленными окнами, львами и щитами в окружении растительных гирлянд. Главный фасад частично сохранил подлинные оконные заполнения. Уцелели лестница с доломитовыми ступенями, изящными перилами и тонким лепным декором, метлахская плитка на полах лестничных площадок и лепной декор потолков. Он пережил наплывы гастарбайтеров, переселенцев из Карабаха, работников ЖКХ и обитателей хостела. А потом вдруг появилось некое ТСЖ, решившее, что дом надо снести, и построить элитное жилье. Жители окрестных домов говорят, что за этим стоит сын проректора МГИМО Натальи Кузьминой Андрей — владелец фирмы ООО «Проект 384», учредители которой стали собственниками дома Черникова. Он же — гендиректор ООО «Инвест Строй», застройщика дома Черникова. Как это все произошло без участия жителей других домов на территории общего двора — большой вопрос.

Жители привлекают к своему противостоянию местных депутатов, приходят на митинги и очень волнуются, что тихий двор навсегда прекратит свое существование, черные тополя спилят, сломают спортивную площадку и разрушат старомосковскую идиллию.

Сейчас компания «Инвест Строй» приостановила активный снос. Говорят, он намечен на вторую половину сентября. А пока жители Хамовников создали инициативную группу и пытаются достучаться до представителей власти.

Фото: Полина Груздова

Подписаться: