search Поиск Вход
, , , 4 мин. на чтение

«Африканский дневник» в Музее Востока заставляет нас задуматься о собственной уязвимости

, , , 4 мин. на чтение
«Африканский дневник» в Музее Востока заставляет нас задуматься о собственной уязвимости

В Государственном музее Востока открылась выставка Ольги Мичи «Уязвимые. Африканский дневник».

Мичи — фотохудожник, работавшая более чем в 70 странах на всех континентах, включая труднодоступные районы Восточной Африки. 35 фотографий, представленных на экспозиции, выходят за рамки этнографического проекта или документального жанра — это художественные портреты, созданные с использованием возможностей цифровой съемки и компьютерной обработки изображения: автор соединяет их в концептуальную серию, которая выражает «уязвимость» не только объектов наблюдения, но и самих наблюдателей.

С одной стороны, многие африканские племена, их традиции и привычный уклад находятся под угрозой исчезновения, с другой — люди, изображенные на фотографиях, вовсе не беспомощны, ведь их образ жизни в суровом климате, полный природных опасностей и строгих обрядовых практик, был бы непосилен для любого из нас. «Основная тема проекта “Уязвимые” — взаимодействие глобального мира и культуры малых народов, — говорит Ольга Мичи. — Я хотела, чтобы такое название побудило зрителей рассмотреть наши общие уязвимости. Эти фотографии настаивают на том, что линии уязвимости идут в обе стороны, они пытаются дестабилизировать общепринятые отношения между “современным” зрителем и “примитивным” субъектом. И они также напоминают еще кое о чем: опасность для одного из нас — это опасность для всех. Ситуация с пандемией сделала этот факт особенно очевидным».

Помимо фотографий на экспозиции представлены предметы быта и искусства африканских племен, собранные Ольгой Мичи во время экспедиций и переданные ею в дар Музею Востока. Это бытовая и церемониальная одежда, головные уборы, ритуальные предметы (статуэтки, тотемы, молельные идолы), оружие (копья, ножи, щиты), орудия труда, шкатулки и украшения.
Выставка продлится до 5 сентября.

Ольга Мичи, фотохудожник

Расскажите, пожалуйста, немного об истории создания фотографий, представленных на выставке.
Работу над проектом «Уязвимые» я начала еще в 2017 году. Эта серия работ является результатом длительных путешествий: в общей сложности было реализовано шесть экспедиций, съемки длились три года и проходили на Чукотке, в Эфиопии и Мьянме. В Государственном музее Востока представлена только африканская часть проекта, снятая в Эфиопии. Во время экспедиций я наблюдала удивительное разнообразие нашей планеты и собрала уникальные свидетельства мудрости и ценности других культур, на которые мы исторически несправедливо смотрели свысока. Я прикипела сердцем и душой к людям, которые меня принимали, предоставляли кров, делили со мной трапезу, а главное, доверяли мне истории своей жизни. По большей части эти истории были удивительными, это были примеры мужества, стойкости, благородства и силы. Несмотря на то что представленные в «Уязвимых» народы живут в разных частях света, у них гораздо больше общего, чем кажется на первый взгляд, и самое главное — будущее этих народов находится в одинаково опасном положении. 

Как вам удавалось установить контакт с вашими героями?
За годы экспедиций накоплен колоссальный опыт, который дает возможность чувствовать себя своим в любом обществе. Я, если честно, даже не задумываюсь, на каком языке будет происходить общение, как правило, языковой барьер существует только первые два дня. Потом ты просто растворяешься в их мире и все происходит само собой. Иногда мы смеемся часами у костра, иногда что-то бурно обсуждаем. А потом я вспоминаю эти моменты и думаю: «Как мы друг друга понимали?» Поэтому трудностей с коммуникацией не было. Мне было важно выстроить доверительные отношения с участниками съемки, чтобы они четко понимали, что мы делаем и зачем. Персонажи сами решали, в какой позе предстать перед камерой и какие предметы держать в руках. Некоторые из них носят трофеи или рога животных, пойманных на охоте, другие появляются с оружием в руках и даже на мотоциклах, у третьих на теле есть следы — отпечатки тяжелого жизненного опыта или культурного происхождения. 

А что это за следы?
Ритуальные рисунки и шрамирование — важнейшая часть культуры многих народов мира. На выставке вы увидите, например, фрагмент тела одного из героев, я специально этот снимок так скадрировала, потому что это тело — целая история. У народа даасанах в Южной Эфиопии визуальный показатель храбрости и верности воина своему народу — глубокие шрамы на теле. Несколько шрамов на груди — свидетельство одного поверженного в бою врага. Большое количество шрамов на спине и на груди — свидетельство того, что воин поверг многих врагов. Эти шрамы что-то вроде медалей и орденов в нашей культуре. Для усиления визуального эффекта в них втирают пепел и животный жир. Такие шрамы есть и у моих героинь. Они являются либо страховкой на будущее, как у женщин племени хамар, либо говорят об особой выносливости женщины, что должно повышать заинтересованность со стороны мужчин.
Говорят, что существует столько же представлений о красоте, сколько людей в мире. То, что отпугивает и вызывает недоумение у одних, с точки зрения других является не только общепринятым, но даже привлекательным. Так, у народов мурси и сурма женщины носят в нижней, а иногда и в верхней губе деревянные и глиняные диски деби. Их соплеменники считают, что чем больше этот диск, тем прекраснее его обладательница! 

В чем основная цель проекта «Уязвимые»?
Одна из ключевых задач проекта — сохранение культурного разнообразия. Ведь мы можем многому научиться друг у друга. Снисходительный западный взгляд на культуры коренных народов приводит к тому, что наше искусство зачастую представляет аборигенов в соответствии с клише, манипулирует ими и делает экзотическими объектами. Меж тем, например, изменение климата заставило ученых всего мира обратить свои взоры в сторону малых народов, предлагающих нам способы не только разумного экологического и экономического потребления, но и свои уникальные знания выживания в сложнейших климатических условиях. Это лишний раз доказывает, что западный мир должен не диктовать условия, а прислушиваться: необходимо выстроить новую модель сосуществования в мире и, в частности, научиться по-новому взаимодействовать с малыми культурами. Такие художественные проекты, как «Уязвимые», конечно, не дают четких ответов, как это сделать, но поднимают необходимые вопросы. 

Фото: Ольга Мичи/предоставлено пресс-службой Музея Востока