, 3 мин. на чтение

Alcon Tower на Ленинградке подражает сталинской высотке и нью-йоркскому небоскребу на две трети

Сделать убедительную стилизацию под один из любимых архитектурных стилей продавцов и покупателей московской недвижимости — сталинский — задача сама по себе сложная. Сделать еще одну сталинскую высотку — задача не только сложная, но и амбициозная. А еще и процитировать первоисточник высоток — американские небоскребы — почти невозможная. В Alcon Tower архитектор Евгений Герасимов попытался это сделать — получилось неоднозначно.

Alcon Tower высотой 168 метров появился в важной точке точка — на пересечении Ленинградки и Третьего транспортного кольца, здесь действительно нужен градостроительный высотный ориентир. Если вспомнить сталинские высотки, они стоят на важных градостроительных участках — на площадях Садового кольца, у рек, на площади трех вокзалов или обозначают новое направление развития города, как университет на Воробьевых горах. В постсоветской Москве небоскреб может появиться где угодно, стоять как угодно и обозначать что угодно без всякой градостроительной логики, просто потому что девелоперу удалось согласовать проект.

В случае Alcon Tower все достаточно логично, тем более что за последние годы на этом перекрестке построены два крупных комплекса — «Царская площадь» (бюро «Спич») и «ВТБ Арена парк» («Спич» и «Резерв»). На еще одном углу стоит знаменитый Ажурный дом (архитектор Андрей Буров, 1936–1940), один из первых в Москве примеров строительства из готовых блоков, при этом постройка обладает элегантным обликом. Оставался незастроенным лишь один угол, а современная Москва, как известно, не терпит пустоты.

Здесь решили построить апартаменты — по факту жилье, а по документам вовсе и не жилье. Для проектирования башни пригласили известного петербургского архитектора Евгения Герасимова, это его первый проект в Москве. Герасимов — мастер стилизаций, образы его построек одновременно успешно и вольно играют в ар-деко, ренессанс, классицизм и современность. Часто в этом есть некая театральность, но она в целом присуща петербургской архитектуре.

Alcon Tower одновременно и стилизация под сталинские высотки, и оммаж их прообразам — американским небоскребам. Попытки реинкарнировать сталинскую архитектуру в современной Москве предпринимались не раз, самый известный пример — «Триумф Палас», построенный почти 20 лет назад на той же Ленинградке. Это как бы «восьмая высотка» — один из проектов бюро «Тромос» под руководством Андрея Трофимова, умершего в 2014 году. «Триумф Палас», как и многие его проекты, кажется, намеренно игнорировал градостроительную ситуацию (стоял к Ленинградке торцом), обладал странными пропорциями и был собран будто из нескольких не замечавших друг друга частей. Вообще самое сложное в любом высотном здании — сделать так, чтобы оно одновременно убедительно смотрелось и вблизи, и издалека. То есть найти баланс между красивым силуэтом и пластикой фасада.

Alcon Tower вполне убедителен — по силуэту это стройная башня, одновременно напоминающая и Эмпайр-стейт-билдинг в Нью-Йорке, и гостиницу «Ленинградская» в Москве. Здесь все те же приемы — ярусы, поднимающиеся один над другим, вертикальные членения, которые визуально вытягивают здание, и непременный шпиль, но в современной, более сдержанной интерпретации. Силуэт башни отлично работает в городе, например замыкает перспективы 1-й Брестской улицы или обогащает виды со стороны Пресни. В какие-то моменты кажется, что Alcon Tower стоит уже давно.

Но когда оказываешься относительно близко к башне, наступает разочарование. В отделке Alcon Tower промахнулись буквально со всем — с пластикой, деталировкой, цветом. Здание смотрится плоско и нематериально, словно макет, сделанный в натуральную величину из картона или фанеры. Одномерность здания особенно хорошо видна, когда выходишь из метро «Динамо» (1938) — на фоне башни стоят совсем миниатюрные павильоны, спроектированные Дмитрием Чечулиным. В них все гармонично — и постановка на возвышении, и античный образ с красиво нарисованной колоннадой. Опять же стилизация, но какая!

Правда, если подойти вплотную к зданию, то оказывается, что фасад вовсе не плоский, но деталировка настолько невыразительна, что в нее надо буквально всматриваться. Получается не лаконично, а незатейливо. На этом фоне даже фасад «Триумф Паласа» при всей нелепости своего облика более материален. Понятно, что повторить сталинскую или какую-либо эпоху в архитектуре невозможно, можно в лучшем случае переосмыслить. В Alcon Tower это удалось на две трети — удачное расположение и хороший силуэт, но провальная деталировка. Для современной московской архитектуры это хороший результат.

Фото: Даниил Овчинников