search Поиск
Александр Фельдберг

Алый народ: выставка в Этнографическом музее посвящена роли красного цвета в культуре туркмен

4 мин. на чтение

В Российском этнографическом музее в Петербурге проходит выставка «В гармонии с красным: туркмены». На ней представлено 330 экспонатов из собрания музея, причем 70% из них показываются впервые.

Это костюмы и отдельные предметы одежды, среди которых есть редкие и уникальные образцы, большая коллекция знаменитых туркменских ковров и ковровых изделий (торбы, которые подвешивались к стенам юрты и заменяли шкафы, молитвенные коврики, надверные занавесы), предметы конского и верблюжьего убранства (например, серебряная упряжь с сердоликовыми вставками) и, конечно, украшения — 130 предметов из Особой кладовой музея.


Все эти вещи показывают доминирование красного цвета в предметном мире туркмен, причем не только в деталях декоративной отделки, но и в основных тонах, например, одежды — платьев, штанов, халатов, где он проявляется в разных оттенках, от бледно-розовых до пурпурно-фиолетовых. «Красный сопровождает туркмен на протяжении всей жизни.


Это цвет здоровья, цвет солнца, благоденствия и плодородия. Удивительно, сколько цветовых нюансов иногда встречается в одном-единственном предмете, например в ковре или ковровой сумке, — рассказала на открытии куратор выставки Ольга Старостина. — Меня всегда поражало умение туркмен работать с красным цветом, интерпретировать и сочетать его».

Выставка продлится до 23 января 2022 года.

Ольга Старостина, научный сотрудник отдела Средней Азии Российского этнографического музея, куратор выставки

Какой эпохе посвящена ваша выставка и как она построена?
Выставка посвящена периоду со второй половины XIX до первой трети XX века, но отдельно представлены и современные вещи — их немного, но они нужны, чтобы показать, насколько туркмены продолжали и продолжают традицию доминирования красного цвета, насколько он важен до сих пор в их культуре. А самые древние артефакты, которые есть на выставке, относятся к XVII веку — это декоративные полосы на юрту.

Построена выставка по порядку следования разных этапов человеческой жизни: детство, юность, молодость, зрелость, старость. И на каждом этапе в нее включены вещи, которые являются атрибутами того или иного возраста. Тут надо сказать огромное спасибо художнику выставки Дмитрию Кондратьевичу Маевскому, который работает в нашем музее уже лет пятьдесят. Он выстроил совершенно удивительное пространство — лаконичное, графичное, которое очень хорошо выявляет и подчеркивает вещи. Он умеет показать этнографические предметы как никто.

Как меняется роль красного цвета в туркменском костюме в зависимости от возраста?

Выстраивая нашу выставку по возрастам, мы хотели сделать историю «от рассвета до заката», где каждому этапу соответствует своя интенсивность красного: детство и девичество — это раннее утро, приглушенные оттенки. Затем полдень, солнце в зените — это девичество, зрелость и самые яркие цвета. И, наконец, закат, старость — угасание цвета.

В детском костюме красные тона представлены амулетами-нашивками в виде треугольников, квадратов и ромбов. Человек акцентирует внимание на этих красных вставках и перестает обращать внимание на лицо ребенка, не смотрит ему в глаза — туркмены верили, что таким образом можно уберечь ребенка от сглаза. В девичьем костюме красный по-прежнему появляется только в деталях — на ластовицах, на обшивке воротника, в головном уборе и в украшениях. Но уже в костюме невесты красного очень много: красное свадебное платье, алый шелковый халат, головной убор с красной вышивкой и украшения с сердоликами. Дальше у нас представлены костюмы молодухи и уже зрелой замужней женщины, и опять мы видим красные платья, головные уборы, халаты, штаны — разных оттенков у разных племен: у одних алые, у других более темные, приглушенные. И, конечно, в этом возрасте носили больше всего украшений — туркменская женщина надевала на себя до 20 килограммов серебра. Туркмены говорили, что мужчина всегда мог, сидя в юрте, узнать по звону украшений, кто идет мимо — его мать, жена или дочь, потому что количество украшений разное, и звенели они по-разному. А в финале экспозиции у нас представлен костюм пожилой женщины — у нее платье такого выцветшего сиренево-красного оттенка. То есть цвет становится более тусклым, но это все равно красный.  

И все-таки почему красный так распространен в жизни и культуре туркмен?

Это очень сложный вопрос. Но, безусловно, на фоне соседних народов туркмены в этом отношении выделяются, это более «красный» народ, и мы давно это заметили, работая с вещами из коллекции музея. Думаю, объективно это может быть связано с тем, что на солончаковых почвах в Туркмении очень хорошо растет марена, растение, корнями которого ткани окрашивают в ярко-красный цвет. Если другие среднеазиатские народы часто вывозили марену, например из Индии, то в Туркмении она растет как трава. И, конечно, доминирование красного связано с его символикой у туркмен. Вы знаете, тот красный, который нас сейчас окружает и который часто называют агрессивным, это совершенно другой цвет, потому что используются ненатуральные красители. А натуральные оттенки красного — они теплые, гармоничные, они приятны глазу, и в традиционной культуре туркмен красный имеет совершенно другие коннотации — это не цвет агрессии, войны, крови и опасности, а символ солнца и огня, то есть самой жизни.

Фото: предоставлено пресс-службой Российского этнографического музея

Подписаться: