Александр Змеул

БКЛ: архитектурный путеводитель по новым станциям

6 мин. на чтение

В Москве открылись последние девять станций Большой кольцевой линии метро. Настоящее архитектурное эльдорадо — станции самых разных конструкций и стилистических решений, новые и реконструированные, разработанные архитекторами разных поколений. При этом большая часть станций решена в бело-серо-черных тонах с отдельными яркими вспышками.

«Марьина Роща»

Глубокая пилонная станция — одна из символов московского метро. Она устроена так: на достаточно большой глубине строят три параллельных тоннеля, потом раскрывают пространство между ними, получается центральный зал, из которого через проходы пассажиры оказываются на платформах. В общем, что с этой конструкцией ни делай, облик станции всегда получается немного архаичным. Но победители архитектурного конкурса на станцию «Марьина Роща» — AI architects нашли, что сказать нового. Они сделали пилон пузатым и приплюснутым. Получилось действительно отличным от всего ранее сделанного в московском метро и действительно запоминающимся. В процессе реализации аристократизм станции был разбавлен индустриальной эстетикой. Использованный один раз на соседней «Савеловской» удачный прием с открытыми черными чугунными тюбингами, то есть кольцами, из которых собирают тоннели, на путевых стенах перекочевал и сюда.

Наземный павильон станции — одно из несомненных архитектурных событий БКЛ. Достаточно крупный, он будто стоит на шарах. Этот эффект достигается за счет того, что нижняя часть здания полностью остеклена. Конечно, шары просто декорация, на самом деле это колонны, которые облицованы полусферами. Приемы остроумно повторяются и в интерьере, и в экстерьере: половина шаров расположена снаружи, половина — внутри, фасад, стены и потолок отделаны одним и тем же материалом — перфорированными металлическими листами.

В павильоне шары изначально предполагались белыми, перекликающимися с пилонами, но в процессе реализации они стали серебристыми, с зеркальной поверхностью. Образ павильона обогатился на радость любителям эффектных селфи.

«Рижская»

Еще одна конкурсная станция, тоже глубокая пилонная, как и соседняя «Марьина Роща». Победителем конкурса стала команда Blank Architects, которая предложила тему оформления «ворота в город». Наверху — Рижский вокзал, а любая станция, вокзал, аэропорт, как гласит распространенный и вполне справедливый штамп — ворота в город. Получилась удивительная станция, которая похожа одновременно на все сразу. Те самые «ворота», то есть порталы, которыми оформлен проход из центрального зала на платформу, напоминают наземные вестибюли «Кропоткинской» и «Красных Ворот». По подходу и материалу (это нержавеющая сталь) — на аналогичные порталы на «Сретенском бульваре», где они прямоугольные. На «Рижской», на третьей станции БКЛ подряд, путевые стены снова с оголенными тюбингами. Этот прием стал навязчивой или, если кому нравится, объединяющей темой всех трех пилонных станций БКЛ.

«Сокольники»

Архитекторы первой очереди БКЛ, открытой в 2018 году, решили сделать посвящение строителям первой линии метро, открытой в 1935-м. Именно здесь, в Сокольниках, находилась первая шахта метростроя, красная линия — это первая линия метро, которая сейчас так и называется — «Сокольническая». Если вам кажется, что вы где-то уже видели похожую станцию, то вам не кажется. Отправляйтесь на станции первого участка Большого кольца — от «Шелепихи» до «Петровского Парка» и своими глазами найдите элементы, из которых собраны «Сокольники». Архитекторы этих станций, как и «Сокольников» — Николай Шумаков и Александр Орлов, работавшие ранее в «Метрогипротрансе».

Характерные светильники, подвешенные на цепях — на месте, реечные потолки — те же самые, как и на первых станциях БКЛ. Правда, характерные для тех станций колонны неправильной формы на «Сокольниках» не стали делать, а вот цвет колонн почти такой же, как на «Шелепихе», лестница в центре зала — как на «Петровском Парке», ну ладно, это хотя бы конструктивные особенности.

Больше всего по образу и духу новые «Сокольники» ближе к станции «ЦСКА». Правда, если на «ЦСКА» рисунки размещены на потолке, а на путевых стенах лишь красные и синие вставки, то на «Сокольниках» плакаты буквально везде: на путевых стенах, на потолке, на балконе. Они очень яркие, и их очень много, это такой бесконечный коллаж из плакатов, фото, схем и лозунгов. Наверное, если бы не самоцитирование авторами собственных станций, открытых всего пять лет назад, «Сокольники» не воспринимались бы с такой долей скепсиса. Создатели первой линии московского метро действительно достойны того, чтобы им посвятили станцию.

«Текстильщики»

Станция с береговыми платформами с ненавязчивым лаконичным обликом. Самый запоминающийся элемент — двухуровневый потолок. Нижний, подвесной потолок из алюминиевых панелей имеет закругленные прорези, которые «работают» вместе с закарнизной подсветкой голубого цвета. Такая комбинация, по мнению проектировщиков, «вызывает ассоциацию с геометрией вязального или ткацкого станка». Кроме декоративной функции у этого сложного потолка есть и практическая — такая конструкция позволила применить на станции отраженный свет. Тему «Текстильщиков» гораздо более прямолинейно подхватывают наземные павильоны — на них, словно на раму станка, натянуты гигантские нитки. Изначально идею с нитками архитекторы из «Ленметрогипротранса» хотели реализовать на станции, но проект не был согласован, и его заменили на более метафорический.

«Печатники»

Вы, конечно, будете смеяться, но если образ станции «Текстильщики» отсылает к текстильному производству, то «Печатники» — к печатному. Опять та же конструкция, что и на «Текстильщиках» — две платформы, опять та же сдержанность в оформлении, опять тот же проектировщик — «Ленметрогипротранс». На «Печатниках», по словам главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, использованы «характерные для типографии цвета: черные, серые и белые». Типографская тематика поддерживается и нестандартным шрифтом, которым выполнено название станции, и светильниками в переходе на радиальную станцию в виде типографских гранок. Правда, есть одно «но»: происхождение названия «Печатники» не имеет никакого отношения к печатному делу.

«Нагатинский Затон»

Опять станция с береговыми платформами, на этот раз конкурсная. Победителем стала команда Za Bor Architects, известная своими интерьерами, а также частными домами. Они предложили парадоксальную концепцию — собственно архитектурное решение предельно минималистично и служит лишь фоном для одной из самых ироничных в московском метро идей художественного оформления. На станции размещены 12 мозаичных панно из натурального камня и смальты с изображениями рыб, обитающих в реках Московского региона. Они выполнены художником Максимом Козловым, известным по своим вполне традиционным мозаикам на «Беломорской» с видами Русского Севера или панно на «Ольховой». Но рыбы на «Нагатинском Затоне» гораздо более яркие, свободные, смелые. Тему переосмысления репрезентативности продолжает и входной павильон. Хотите позолоты в лучших традициях московского метро? Вот вам — золотая чешуя, на потолке входного павильона — стекляшки.

«Кленовый бульвар»

Еще одна конкурсная станция, опять той же конструкции — две платформы по бокам. Победителем было выбрано бюро «Арх-Слон». Оно предложило проект, отсылающий к мотивам традиционной русской архитектуры, а точнее, к Коломенскому, около которого находится станция. Правда, основной референс — дворец Алексея Михайловича — это новодел времен Юрия Лужкова. Вот и станция «Кленовый бульвар» достаточно глубоко погружает нас в мир сказок и фантазий. При этом вся станция построена на сочетании белого, черного и оттенков серого. У пассажира одно впечатление сменяется другим, при этом чем глубже он спускается, тем темнее становится отделка станции. Входной павильон напоминает силуэты неких абстрактных куполов — несимметричных, реконструированных и переосмысленных. В распределительном зале главный элемент — мерцающий звездами потолок, колонны отделаны градиентом от черного к белому, стены опять же построены на контрасте белого и черного. Эскалаторный спуск и распределительный зал над платформами отделаны черным камнем и дополнены стильными светильниками. А свод над платформой снова, как и входной павильон, напоминает купола.

«Каширская»

Удачная реконструкция двух типовых станций — «сороконожек», построенных в 1969 году. Двух, потому что комплекс изначально строили с заделом на будущее. «Сороконожки» — главная конструкция московского метро в 1960–1970-е годы — сборная колонная станция с 38 парами колонн. В оригинальной станции была идея негатива-позитива: в одном зале колонны из серого мрамора и пол из красного гранита, в другом же, наоборот, колонны из красного мрамора, пол из серого гранита. Путевые стены были облицованы белой керамической плиткой. Теперь же идея негатива-позитива еще больше усилилась: на одной станции белые колонны и черные путевые стены, на другой — черные колонны и белые путевые стены. Получилось очень графично, этакий инь и ян Московского метрополитена. И даже пресловутый ребристый потолок, главная отличительная часть «сороконожек», здесь обыгран по-новому — на нем установили трубчатые светильники. Важно, что станция сохранила свои пропорции, колонны не разбухли, как на других реконструируемых станциях, а новые системы достаточно удачно вписаны в объем станции. Старые чеканки на тему «Жизнь страны» (скульптор — Зоя Ветрова) вернулись на место. Неожиданно, видимо, и для самих проектировщиков из «Инжпроекта» получилось размышление, как могла бы выглядеть станция 1960-х.

«Варшавская»

Еще одна реконструкция типовой «сороконожки» родом из 1969 года. Конец 1960-х — это когда еще в ходу «сороконожки», но уже допускается чуть большее разнообразие в отделке и минимальное художественное оформление. Поэтому колонны здесь более сложной формы — расширяющиеся кверху. Они были отделаны серо-желтым мрамором с голубыми вкраплениями. Плитка на стенах не плоская, а объемная, голубоватого оттенка, за счет чего создавался эффект мерцания водной глади. В обновленной станции от старой ламповости и искренности старого не осталось практически ничего. Еще здесь есть четыре панно с видами Варшавы (художники — Х. Рысин, А. Лапин и Д. Бодниек) на путевых стенах. Колонны стали более мясистыми, это ощущение подчеркивается черным цветом. Стены отделаны белым камнем, пространство между балками на потолке заполнено квадратными светильниками. Понять, какого времени эта станция, решительно невозможно, ее образ будто создан искусственным интеллектом, который скомпилировал элементы разных времен.

Фото: пресс-служба Комплекса градостроительной политики и строительства Москвы

Подписаться: